Ловушка Литовского флота
Независимость нуждается в деньгах. Деньги это торговля. Для торговли нужен транспорт и порты для международной торговли. Получив независимость Литва получила на побережье Балтийского моря в свое распоряжение только небольшую деревушку Паланга. Инфраструктуры — 0. Да и порт там не построить. Мелко. Максимум уходящий далеко в море пирс. Нашли временный выход — арендовать у соседей (латышей) в Либавском порту участок стенки и склады. Параллельно начали переговоры по приобретению участка побережья с деревушкой Швентой. Договвворились на обмен — кусок земли на побережье в обмен на кусок земли на другом участке границы.
Викапедия говорит так — С 1919 по 1921 год (вместе с Палангой) входил в состав Латвии. Тогда же между Литвой и Латвией разгорелся спор о принадлежности этих территорий, в итоге разрешённый международной арбитражной комиссией, и с 21 марта 1921 года они были переданы Литве.
Но то Вика а то документы литовского архива. Обмен территориями был.
Получив Швентой и походу вспомнив чаяния Грозного и Перта Великого об окошке в Европу в головах родился дерзкий план — строим порт. Вот что увидели литовцы на побережье. Пару взмахов лопаты до полноценного порта.

Схемы первоначальных планов у меня в достойном качестве нет но она мало отличалась от планой 1927 года. Немного молы не такой конфигурации и все.

Порт решено было строить капитальный с доками и судоремонтном заводом ну и так далее. Но тут подвернулась история с Мемелем-Клайпедой. Казалось бы — основной поток денег ушел на строительство порта в Клайпеде? Но нет — литовцы упорные. Работы продолжили хотя и капитально скоординировали убрав всю судоремонтную инфраструктуру из планов.

Но река с одноимённым названием творила чудеса — замывала песком все то что литовцы успевали построить. Намывала бар в устье и в горловине молов. Решено было построить новые молы углубив их дальше в море. Заодно поменяли их конфигурацию.

Началась стройка.








Построили. И даже начали пользовать — рыбаки и мелкие комерсы. В порт даже приходил флагман флота — «Президентас Сметона».
В 1939 году случилось небольшое ЧП. Немцы отобрали Клайпеду. Флот нужно было куда то девать. Торгашей отправили к соседям в Лиепаю, а военных и всякое иное плавающее — в Швентой.




Там и зимовали. И некто не мерял глубины.

Пришла весна а с ней желание демонстрации ылага и необходимость докования о которой договорились в Лиепае.
Тянуть не будем — выйти не смогли. Песка в гавани чуть меньше чем воды. Флот есть но стремящийся к сухопутному.
Немцы такие гады отобрав Клайпеду отобрали и все черпаки и землесосы.
И вновь помогли соседи. Заключили договор с акционерным обществом «Вайрогс» (akc. sab. «Vairogs»).
11.07.1939 года буксиры ALFA совместно с буксиром RIGA отбуксировали из Павелосты в порт Швентой землечерпалку Zemessmēlējs №2 (быв. RIGA) для углубления порта до глубины 8 метров и вывода литовского военного судна «Prezidentas Smetona».

Ловушка открылась. ФЛОТ сумел покинуть гавань.
По заведенной привычке нужно показать как порт выглядит сейчас. Советская власть много копала — рыба была нужна. А вот Евросоюз возвращает побережье к девственной природной красоте. Порта нет. Река несет писок замывая всю гидротехническую инфраструктуру.
