fong1975

Categories:

Ловушка Литовского флота

Независимость нуждается в деньгах. Деньги это торговля. Для торговли нужен транспорт и порты для международной торговли. Получив независимость Литва получила на побережье Балтийского моря  в свое распоряжение только небольшую  деревушку Паланга. Инфраструктуры — 0. Да и порт там не построить. Мелко. Максимум уходящий далеко в море пирс. Нашли временный выход — арендовать у соседей (латышей) в Либавском порту участок стенки и склады. Параллельно начали переговоры по приобретению участка побережья с деревушкой Швентой. Договвворились на обмен — кусок земли на побережье в обмен на кусок земли на другом участке границы. 

Викапедия говорит так — С 1919 по 1921 год (вместе с Палангой) входил в состав Латвии. Тогда же между Литвой и Латвией разгорелся спор о принадлежности этих территорий, в итоге разрешённый международной арбитражной комиссией, и с 21 марта 1921 года они были переданы Литве.

Но то Вика  а то документы литовского архива. Обмен территориями был. 

Получив Швентой и походу вспомнив чаяния Грозного и Перта Великого об окошке в Европу в головах родился дерзкий план — строим порт. Вот что увидели литовцы на побережье. Пару взмахов лопаты до полноценного порта.

Схемы первоначальных планов у меня в достойном качестве нет но она мало отличалась от планой 1927 года. Немного молы не такой конфигурации и все. 

Порт решено было строить капитальный с доками и  судоремонтном заводом ну и так далее. Но тут подвернулась история с Мемелем-Клайпедой. Казалось бы — основной поток денег ушел на строительство порта в Клайпеде?  Но нет — литовцы упорные. Работы продолжили хотя  и капитально скоординировали убрав всю судоремонтную инфраструктуру из планов. 

Но река с одноимённым названием творила чудеса — замывала песком все то что литовцы успевали построить. Намывала бар в устье и в горловине молов.  Решено было построить новые молы углубив их дальше в море. Заодно поменяли их конфигурацию. 

Началась стройка.
Началась стройка.

Началась стройка.

Построили. И даже начали пользовать — рыбаки и мелкие комерсы. В порт даже приходил флагман флота — «Президентас Сметона».

В 1939 году случилось небольшое ЧП. Немцы отобрали Клайпеду.  Флот нужно было куда то девать. Торгашей отправили к соседям в Лиепаю, а военных и всякое иное плавающее — в Швентой.

Там и зимовали. И некто не мерял глубины. 

Пришла весна а с ней желание демонстрации ылага и необходимость докования о которой договорились в Лиепае. 

Тянуть не будем — выйти не смогли. Песка в гавани чуть меньше чем воды. Флот есть но стремящийся к сухопутному.

Немцы такие гады отобрав Клайпеду отобрали и все черпаки и землесосы. 

И вновь помогли соседи. Заключили договор с акционерным обществом «Вайрогс» (akc. sab. «Vairogs»).

11.07.1939 года буксиры ALFA совместно с буксиром RIGA  отбуксировали из Павелосты в порт Швентой землечерпалку Zemessmēlējs №2 (быв. RIGA)  для углубления порта до глубины 8 метров и вывода литовского военного судна «Prezidentas Smetona». 

Ловушка открылась. ФЛОТ сумел покинуть гавань. 

По заведенной привычке нужно показать как порт выглядит сейчас. Советская власть много копала — рыба была нужна. А вот Евросоюз возвращает побережье к девственной природной красоте. Порта нет. Река несет писок замывая всю гидротехническую инфраструктуру. 

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.