fong1975

Categories:

Литовское судостроение — Косой глаз или кривой метр. Сильно кривой.

Как я уже повествовал в конце 30-х маленькую Литву накрыл судостроительный бум. Пришла мода на самоходные баржи и теплоходы. И те и другие закладывались огромными для Литовского судостроения  сериями по 7-10 штук. И все бы нечего но даже  в таких сериях небывало двух одинаковых кораблей. Что тому виной? Изогнувшийся от времени метр мастера или сильно просевшее зрение? Шутка конечно но на серийном судне допускать гуляние туда сюда на несколько метров по длине и почти метр по ширине  это уже  чересчур.

и так  теплоходы типа «Šernas».  Серия из 7 штук строилась  в 1937-38 годах для различных заказчиков.

По данным литовского историка Gediminas Kasparavičius наименования судов  серии: ,,Bebras“, ,,Birštonas“, ,,Kiaunė“, ,,Lapė“, ,,Šernas“,  ,,Merkys“, ,,Vilkas“. Уж не знаю от куда его данные но это ошибка. здесь смешены моторные буксиры (,,Lapė“,,,Vilkas“ ) и грузовики. К примеру тот же «Bebras» 1930 г.п. 17,5 х 5,04 х 1,1 м. 75 л.с. и только в 1936 году куплен  литовским владельцем как и «Kiaunė».

 Начнем разбираться. 

Собственно сам «Šernas»

60 тонн. 24 х 5 х ? м.   Так и не выяснил первого владельца — если он был конечно. На 1938 год собственность АО «Lietuvos Baltijos Lloydas».

«Neris» Владелец Юркшайтис Казис (K. Jurkšaitis) из Юрбаркас.

70 грт. 36 х 4 х 2 м.; дизель-88 л.с.

Каунас 1941 год. „Neris“- „Jurkšaičio“ — ближним корпусом.
Каунас 1941 год. „Neris“- „Jurkšaičio“ — ближним корпусом.

Судьба его интересна. В 1940 году он у того же владельца уже как „Jurkšaičio“. Ну понятное дело национализация. Советский флаг и т.д. В 1941 году оставлен на плаву в Каунасе и достался немцам. С 10.1941 г. в подчинении у Treuhandverwaltung des Generalkommissars Kauen (Reichskommissariat Ostland). Эвакуация  в Германию..... 01.1945 г. затоплен у верфи в Кёнигсберге. Пришли красные.  Поднят 31.10.1945 г. спасателями 95 ГРАС 9 ОРАС и передан Отделу водных путей сообщения рек Восточной Пруссии. Что интересно при осмотре судна  в акт внесли мощность в первый раз 125 л.с. во второй 200 л.с. Замена ДВС в период эксплуатации?

«Paveliuonis»

60 т.     Размерения  28  х 3,9 х ? м. ДВС 131 л.с.  

«Paveliuonis» Каунас 08.1938.
«Paveliuonis» Каунас 08.1938.

Владелец  Палиепскис Пейсахас и др. г. Велиона.

«Birštonas»  Этот самый крупный в серии . Можно сказать что это уже другой тип судна — но строился он в рамках этой серии. Вот такая  кривая линейка. 

 224 т. Размерения 39,21 х 5,74 х ?м. ДВС 175 л.с.

Владелец  Ротблатас Моисеюс и др. г. Каунас, ул Гедемино № 36. Около 1939 года перешел в собственность АО «Lietuvos Baltijos Lloydas».

«Merkys» 

1938 г.п. 18,98 х 3,9  х ? м. 110л.с. (по другим спискам 130)

Владелец Макалаускас из Юрбаркас. Позже сменил владельца на Маисей Ротблатас, Каунас. 08.1940 г. национализирован. 06.1941 г. захвачен немцами. В подчинении  Treuhandverwaltung des Generalkommissars Kauen (Reichskommissariat Ostland). 05.1942 MBG, Kaunen. В 1944 году эвакуирован в Кёнигсберг.  Судьба не установлена.

«Zemaitis» 

1938 г.п. 18,15 х 4  х 0,9 м. 120л.с.

Владелец Макалаускас из Юрбаркас. Позже сменил владельца на Маисей Ротблатас, Каунас. 08.1940 г. национализирован. 06.1941 г. захвачен немцами. В подчинении  Treuhandverwaltung des Generalkommissars Kauen (Reichskommissariat Ostland). 05.1942 MBG, Kaunen. В апреле 1945 года ушел с беженцами в Швецию. Возвращен в СССР. Судьба не установлена.

 

А где же еще один ?  Мои познания о нем настолько фрагментарны  что лучше не писать вовсе. Предположительно его название «Kiaunė». Только  фото)))) И то одно на всю троицу))))

Šernas — кабан

Neris — топоним, река

Paveliuonis — наследник

Birštonas — топоним, река

Merkys — топоним, река

Zemaitis — фамилия.

Kiaunė — куница. 

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.