fong1975

Categories:

Отрадное 30 августа 1941 года.

Я  живу в Отрадном что в Лен.области. Пока по крайней мере. Это город который поглотил деревни Усть-Тосненскую, Ивановскую, дачный масив Отрадное и Пелла, а также  то что осталось от деревни Петрушино стертой с карт  50 лет назад при укрупнении сельских громад. На днях гуляя по новой современной набережной в Отрадном (с пивком или без оного) и глядя на проплывающие мимо  суда  вспомнился факт потопления на Ивановских порогах бронекатера следовавшего из Ленинграда в Шлисельбург. Решил уточнить для себя  обстоятельства и т.д. 

Далее  буду  цитировать все что нашел — Наших  историков, краеведа Юрия Егорова («Ивановский порог. Хронология подвига. (30 августа 1941 г. — 22 января 1944 г.)», автор-составитель Ю.И, Егоров, 2015 г.),  Немного воспоминаний старожилов  и обкомовские фонды (Фонд 4000 Опись 18, Дело 593 Институт истории партии Ленинградского Обкома КПСС, Смольнинский райком, Ленинград Петров Г.А, Сергей Миронович, каким я его запомнил. На 7 листах. Зафиксировано в архиве 17 марта 1988 года).

И да — все что про гибель судов  буду выделять.

Итак  30 августа 1941 года.  Так сказать вводная часть чтобы  перейти к нашим — водоплавающим. 

Обобщил из разных источников:

Что мы  знаем?

На пригородных поездах (Пелла- Ленинград) многие матери из дачного поселка Отрадное (отцов уже мобилизовали), оставив детей на попечение бабушек, отправились на работу в Ленинград. Начался рабочий день на заводах автоприцепов в Пелле (ныне ОАО Ленинградский судостроительный завод «Пелла») и шпалопропиточном в Ивановском (ныне предприятия территория принадлежит — Группа компаний АРИС и Гесер), пивоваренном заводе, вернее, его филиале, который находился на правом берегу Тосны, где сейчас судоремонтные мастерские.

О войне напоминали только раскаты от разрывов авиабомб доносившиеся со стороны станции Мга до Отрадного и Пеллы. На Неве, недалеко от порогов, вниз по реке, в районе поселка Овцино встал на огневую позицию эсминец «Стройный».

Немцы появились неожиданно 30 августа примерно в десять -одиннадцать часов утра. Они примчались на мотоциклах со стороны Никольского, на станции Ивановской обратили внимание на стоявший у платформы поезд направлявшийся в Ленинград. дав распоряжение  остановить движение  пассажиров отправили по домам. 

Завод автоприцепов, когда немцы заскочили на территорию предприятия, был застигнут врасплох. Производство работало, и люди не успели даже воспользоваться лодками ОСВОДа, которых было полно на берегу, чтобы переправиться на правый берег Невы. Это удалось сделать лишь директору с некоторыми сотрудниками заводоуправления. Кассир завода был убит. Трагедия произошла на подъеме дороги от реки Святки в сторону Ленинграда.

Немцы занимались мародерством: вскрывали магазины и грузили на багажники мотоциклов тюки с материей. То, что осталось в магазинах после немцев уже растаскивали местные жители. Мужчины выкидывали на улицу фанерные ящики и разбивали их. Женщины подбирали спички, папиросы. В пивных ларьках не было продавцов. Мужчины сами себе наливали пиво, водку, галдели. Тут же валялись пьяные. Немецкие машины появились позже мотоциклистов. Немцы сделали проломы в заборе дачи Кирова (Дача находилась на берегу Невы и была обнесена забором. Дом был из красного кирпича. И построен во времена Екатерины II. На первом этаже были магазины. На втором столовая.После перестройки дом был снесен и построен комплекс домов, на продажу. Старожилы до сих пор называют автобусную остановку «Отрадное 1»  как «Дача Кирова».), установили пушки. Что интересно немцы не форсировали тогда Неву хотя по воспоминаниям очевидцев лодок на берегу было предостаточно.

Обстановка в районе села Ивановское по немецким данным. Источник: Husemann, F. Die guten Glaubens waren / Friedrich Husemann. — Bd. 1. — Osnabrück; Coburg, Munin; Nation Europa Verl., 1971-1997
Обстановка в районе села Ивановское по немецким данным. Источник: Husemann, F. Die guten Glaubens waren / Friedrich Husemann. — Bd. 1. — Osnabrück; Coburg, Munin; Nation Europa Verl., 1971-1997

Исаев Алексей Валерьевич «Враг у ворот Ленинграда. Иной 1941 »

30 августа утром в штаб фронта поступило донесение о выходе противника к Неве в районе Ивановского, юго-западнее Отрадного. Командующий фронтом М. М. Попов посчитал это выдумкой, но приказал проверить его. На разведку вышли два катера из Шлиссельбурга и один из Ленинграда. Когда катера-разведчики достигли устья реки Тосны, то были обстреляны и подожжены. Руководство Ленинграда осознало всю степень опасности, которая нависла над колыбелью революции с востока. Саперы в спешном порядке взорвали мост через Неву в районе Островки — Кузьминки. Прорыв противника ощутили на себе даже выдвигавшиеся по железной дороге в Мгу пограничники. Железнодорожный мост через реку Нева в районе деревни Отрадное (рядом с Ивановским), через который проходили эшелоны с частями дивизии, обстреливался немецкой артиллерией....... 1-я дивизия НКВД наступала на Отрадное и Ивановское. Атаки пограничников поддерживали огнем своей артиллерии эскадренные миноносцы «Строгий» и «Стройный» у Ивановских порогов. Отрадное удалось отбить. Однако Ивановское осталось под контролем немцев. Атаки 4-й ДНО на Ивановское через р. Тосно успеха не имели.


Русаков 3. Г. Нашим морем была Ладога: Моряки Ладожской военной флотилии в битве за Ленинград. 2-е изд., исправл. и доп. Л.: Лениздат, 1989

Выход немцев к Неве в районе Ивановских порогов стал полной неожиданностью для Смольного. Чтобы уточнить обстановку, на разведку из Шлиссельбурга были высланы два катера Ладожской флотилии — «морские охотники» — М0-202 и МО-174. На головном МО-202 находился начальник оперативного отдела штаба флотилии капитан 3-го ранга А. Г. Лопухин. Навстречу «морским охотникам» из Ленинграда для этой цели шел только что отремонтированный бронекатер БК-97 старшего лейтенанта Е. Щеголева. При подходе катеров к району устья реки Тосны, на траверзе станции Пелла, с левого берега Невы, занятого немцами, на них обрушился шквал пушечно-пулеметного и минометного огня. Расстрелянные в упор, катера затонули почти со всем личным составом. На правый берег выплыл старший лейтенант Щеголев, который вытащил из воды мичмана Данильченко с оторванными ногами выше колен. Через несколько дней к берегу был прибит труп начальника оперативного отдела штаба флотилии капитана 3-го ранга Лопухина.


© Copyright Красильников Олег Юрьевич (ok.inseca@yandex.ru)

«30 августа 90-й полк 122-й немецкой пехотной дивизии 16-й армии от Саблино вышел к Ивановскому на южном берегу Невы, перерезав сразу все три дороги (ж/д, шоссе, реку). Это было настолько неожиданно, что первому сообщению не поверили. Наших войск в том районе не было. Из Шлиссельбурга и Ленинграда были посланы бронекатера навстречу друг другу для выяснения обстановки. Они были потоплены у Усть-Тосно, возможно из одной и той же пушки. К единственному мосту через Неву вне Ленинграда (у Петрушино) немцы вышли в тот же день. Мост правда успели развести (утверждают, что герой-механик сделал это уже под огнём). Уже 1 сентября части 4-й Дивизии Народного Ополчения атаковали немцев у Усть-Тосно. Но немецкая оборона вдоль р.Тосна выдержала удар. ». 



Юрий Иванович БУРУШКОВ (в 1941 году 15 лет),

В тот день, когда в Ивановском появились немцы, их мотоциклисты переправились по мосту через Тосну, который никем не охранялся, на левый берег реки и направились в сторону поселка Саперного. Потом появились артиллеристы, они выкатили на берег Невы пушку. В это время на реке показался буксир, который тащил баржу, полную народа. Немцы на моих глазах прямой наводкой потопили эту баржу. Затем примерно в полдень из-за мыса вышел пассажирский пароход «Республика», он тоже был обстрелян — снаряд угодил в борт, но капитан сумел развернуть пароход и укрыться за мысом.


Леонид Петрович СТЕПАНОВ, (мастер обстановки района Ивановские пороги)

«30 августа 1941 года в Ивановское вошли немцы, и вдруг сверху по Неве мчатся два наших катера — морских охотника. Когда они были напротив устья реки Тосны, немцы открыли огонь. Один катер затонул быстро. Второго понесло течением вниз, и он пошел ко дну ниже. Навстречу шел бронекатер. Он тоже был потоплен.После войны один из катеров мешал судоходству. Было решено его не поднимать, а взорвать и частями вытащить из-под воды, что и было сделано».


30 августа 1941. 20-й моторизованной дивизии Вермахта

«90-й пехотный полк достиг большого успеха при прорыве к Неве. 3-й батальон рано утром начал движение вдоль правого берега реки Тосны к ее устью. Сопротивление русских при этом было на удивление незначительным. В 11 часов батальон занял село Ивановское». Таким образом, он оказался первым из подразделений группы армий «Север», сумевших достичь левого берега Невы. Разведывательный дозор, убедившись в отсутствии советских воинских частей в селе, через неохраняемой мост и далее по дороге вдоль берега Невы направился в ну Ленинграда. Обнаружив в районе поселка Саперного танки противника, дозор вернулся в село Ивановское. Подошедшие пехотные подразделения заняли позиции в Ивановском и на левом (западном) берегу Тосны, создав там плацдарм в районе деревень Усть-Тосно и Новой. «Из 88-миллиметровых зенитных орудий на Неве были потоплены две канонерские лодки, один торпедный катер, один малый пароход и один большой пароход». После полудня 5-я рота 90-го пехотного полка начала выдвижение из села Ивановское на Горы и «в 22 часа соединилась с усиленным разведывательным дозором 20-го разведывательного батальона, который вышел туда из Лезье; 2-й батальон 90- го пехотного полка выдвинулся в направлении Лобаново и к 17:50 достиг Петрушино»


Со слов командующего генералфельдмаршала Риттера фон Лееба: «Суббота, 30 августа 1941 года. 20-я моторизованная дивизия вышла к Неве в районе Ивановского. Тем самым пресечена возможность ухода Военно-морского флота русских из Ленинграда в Архангельск через Ладожское озеро. Одновременно осуществлен выход у станции Мга к третьей, единственно свободной железнодорожной линии, ведущей в Ленинград с юго-востока. Таким образом, Ленинград оказался реально окруженным».


Боевая летопись ВМФ. 1941-42. М., 1983. С.162

Для поддержки наших частей у Шлиссельбурга 31.08 в район Ивановских порогов был направлен отряд кораблей (канонерская лодка «Селемджа», бронекатера № 99, 100). С 1 по 7.09 корабли вели обстрел боевых порядков противника в районе Мга, Горы, Ивановское, Пухолово, Погорелушка, Сологубово; было подавлено несколько батарей, рассеяна и уничтожена часть живой силы и техники противника. Одновременно ЛВФ производила эвакуацию своих тылов в район Новой Ладоги.

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.