fong1975 (fong1975) wrote,
fong1975
fong1975

Category:

КРАСНОЗНАМЕННЫЙ ОГНЕННЫЙ ТАРАН НА ЧУДСКОМ ОЗЕРЕ. Немецкий взгляд.

Давече  я  с подачи краеведа, историка, Борисова Бориса Юрьевича - доцента каферы педагогики и социальной работы Псков ГУ  розместил информацию https://fong1975.livejournal.com/15322.html

Помощь коллег и работа   с материалами дала возможность взглянуть на этот бой  с  другой стороны.
И так   силы  сторон  на озере по состоянию на 12.06.1944.(в строю): 
Немецкая 4-я флотилия:
Арт. лихтера типа МAL – 5 ед.( №№ 13, 14, 15, 16 и 17)
Катера типа КS – 8 ед. ( №№ 1, 2, 9, 10, 12, 16, 25 и 26)
Катера типа КМ – 4 ед. ( №№ 5, 8, 19 и 29)
Катера типа V (сторожевые -  полуоткрытые моторные лодки) – 42 ед.
Штабной корабль – пароход Baltenland
Советский 25-й отдельный дивизион катеров:
БКА типа 1125 – 5 ед. (№№ 212, 213, 214, 322 и 323)
БКА типа 1124 - 1 ед. ( № 103)
СКА типа  БМК-70 – 5 ед. ( №№ 221, 222, 223, 224 и 225)
СКА типа КМ – 6 ед. ( №№ 2, 284, 289, 292, 294 и 298)
Катера типа Я-5 (с НУРС) – 5 ед. ( №№ 5, 6, 7, 8 и 9)
Дессантные тендеры - 9 ед. ( №№  19, 24, 39, 49, 59, 79, 89, 99 и 210)
Полуглиссера – 3 ед.

Боевые  действия:
Данные из немецких источников.
(Берлинское время)

12.06.1944.
21.00. Из базы в Кастре  на р.Эмайыги вышли КМ-5 (головной), КМ-19, КМ-8 и КМ-29 на патрулирование в северо-восточной части Чудского озера. Должны были следовать под восточным берегом до широты 58°56´ N и затем вдоль западного берега вернутся в Кастре.
В этоже время на озере по мередиану 27°30´ E курсом 180 патрулировала одна группа МАL (2 ед.). Вторая пара МАL должна была находиться в координатах 58°40´ N 27°30´ E.
22.30. Немецкие катера произвели опознование и разошлись с патрулирующими на озере МАL-14 и МАL-16
23.33. Катера КМ начали патрулирование курсом 0, скорость 25,5 узлов. На севре на дистанции 4500 метров обнаружили две плаведеницы, которых первоначально приняли за вторую группу патрулирующих МАL-ов.
КМ запросили светом опозновательные. В ответ получили сигнал WU. Следуя дальше с КМ по силуэтам плавсредств первоначально опознали их, как МАL-ы.
Повторно дали запрос на опознование. В ответ опять получили WU.
23.35. По команде старшего группы КМ через правый борт развернулись и легли на курс 180. Катерам была дана команда «Приготовиться к бою»
23.36. Дистанция между противниками примерно 350 - 400 м. Два советских катера следовали курсом 180 и скоростью 10,5 узлов. КМ открыли огонь.
Примерно через 15 секунд и советские катера открыли ответный огонь из пулеметов и орудий калибром не менее 45 мм (!!!).
23.37. КМ легли на курс 270, увеличили скорость до 30 узлов и начали отход. Одновременно с берега открыла огонь советская батарея калибром до 100 мм (!!!).
Вскоре после повората на новый курс КМ-8 по УКВ сообщил, что в команде имеются раненые. После этого связь с ним прервалась.
23.39 Дистанция между противниками 2000 метров.  Обе стороны прекратили ведение огня. КМ-5, КМ-19 и КМ-29 легли на курс 290.
23.41 Дистанция между противниками 4000 метров.  Советские катера остановились. Старший группы выяснил обстановку с катерами. КМ-5 и КМ-29 повреждений не имели. КМ-19  имел попадание снаряда в правый борт выше ватерлинии – были повреждены минная шахта и первая топливная цистерна, в команде раненые: тяжело -1 и легко -2.  КМ-8 отстал и пропал.
КМ-5 и КМ-29  уменьшили ход  и направились на юг, а позже на запад. Поврежденный КМ-19 был направлен в п.Муствее.

13.06.1944.
Старший группы принял решение отправиться с КМ-5 и КМ-29 на поиск КМ-8.
00.30. КМ-5 и КМ-29 обнаружили несколько плавсредства примерно на дистанции 6500 метров (на кольке почему-то цифра 65 м) выше района боевого столкновения  (на кальке место боя отмечено знаком скрещеного ручного оружия), которые двигались малым ходом и переменными курсами.
КМ прошли район боя, но ничего не обнаружили.
00.56. На дистанции 3000 метров с КМ определили, что в районе находятся шесть советских катеров, которые направились в их сторону.
00.57. КМ легли на обратный курс и поставили дымовую завесу.
02.20. КМ-19 прибыл в п.Муствее.
02.45. Из п.Муствее вышли КS-12 и КS-16 на поиски пропавшего КМ-8.
03.30. КМ-5 и КМ-29 прибыли в Прагу.
03.45. КМ-5 и КМ-29 вышли из Праги и направились на поиск КМ-8.
Обе группы в течении нескольких часов занимались поиском КМ-8 у восточного берега озера, но ничего не обнаружили – ни КМ-8 (командир Оберфенрих ВМС Hegeler. Всего 11 человек) - ни советских плавсредств.
06.20. КМ-5 и КМ-29 прибыли в Кастре
06.30. КS-12 и КS-16 прибыли в Муствее

13.06.1944. утром немецкая авиация обнаружила КМ-8 под берегом на мели в районе д.Заполье. Было приято решение уничтожить катер бомбовым ударом пикирующего бомбардировщика, но эта операция почему-то не была проведена.

Немножко  с доработками  (в цвете)


Из советских источников.

Во время скоротечного боя  БКА -322 получил попадания нескольких снарядов в борт. Ранения получили 2 человека. Пробоины были заделаны, но от поступления воды катер получил дифферент на нос.
Из воды были подняты и взяты в плен четыре немецких моряка, из которых двое умерли от полученных ранений.
13.06.1944. советская сторона тоже обнаружила немецкий катер под берегом на мели в районе д.Заполье. Но посчитали, что это второй  поврежденный в бою катер, т.к. считалось, что один катер был во время боя на озере потоплен таранным ударом.
Что дальше стало с этим катером …… ???
И напоследок   дополнение  от коллег с "Цусимы"  ЖБД советской сторны  за указанную дату

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments