fong1975

Categories:

Акционерное спасательное общество «Нара» - Glābšanas akciju sabiedrbai «Nāra»

Какое-то время назад мною совместно с известным эстонским исследователем истории судоходства Пееду Саммалсоо в военно историческом альманахе «Гангут» была опубликована статья (Вып. 52. 2009 год, Гайдук А.А., Саммалсоо «Российско-Балтийское спасательное общество». С. 58.) посвященная истории «Российско-балтийского спасательного общества». В том же журнале позже (вып. 53. 2009 год, Гайдук А.А., Саммалсоо «Балтийское спасательное общество». С. 66.) была продолжена история общества в период Эстонской республики (1918-1940гг). Однако нами тогда был упущен небольшой осколок территории бывшей Российской империи на который так же базировались суда общества – Латвия.

В связи с начавшийся в 1917 году в России революцией, безпорядками и неопределенным будущим, члены правления и акционеры РБСО, в большинстве своем эстляндские дворяне – немцы, приняли решение реализовать все акции общества. Барон fon Franken, многие годы занимавший пост председателя правления, нашел покупателей в Архангельске и начал переговоры. О предполагаемой сделке узнал Учредитель и директор Ревельского пароходного общества Йохан Питка (эст. Johan Pitka; 19 февраля 1872, деревня Яалгсема, волость Выхмута, Ярваский уезд - конец сентября 1944, Ляэнемаа) — военный и политический деятель Эстонии, контр-адмирал (21 сентября 1919). и развел бурную деятельность. Ему удалось заинтересовать финансистов и моряков эстонской национальности, которые составляли большинство акционеров Ревельского Пароходного Общества. В результате акции РБСО были куплены ими за 0,5 млн. золотых рублей. 14 июля 1917 года состоялось общее собрание новых владельцев акций. Было выбрано новое правление общества. Председателем правления выбрали капитана Волдемара Хорста, а его заместителем стал Йохан Питка. На этом же собрании приняли решение изменить название общества. Из названия исключили слово «русское» и впредь до конца своего существования в 1940 году эта организация носила название «Балтийское Спасательное Общество» – «Balti Päästeselts».

Новому судоходному обществу номинально принадлежали и суда РБСО ранее базировавшиеся на порты Либава, Виндава и Рига отошедшие после провозглашения независимости Латвийской республике. В период становления государственности и острой нужды Латвии в буксирном и спасательном флоте портовые власти не препятствовали работе судов общества в обозначенных портах и латвийских водах. Но после принятия в 1921 году нового латвийского таможенного кодекса эти суда автоматически утратили льготы и вынуждены были оплачивать стоянку и заходы в порты как иностранное судно. 

В 1921 году на базе оставшегося там имущества и судов РБСО, возникло свое спасательное общество - Спасательное акционерное общество «Nāra». Nāra в переводе с латышского — русалка.

4 августа 1921 года министр финансов Латвии утвердил устав общества деятельность которого распространялась на все латвийские воды. Основными задачами нового спасательного общества являлись спасение судов, катеров и иных плав средств, терпящих бедствие, снятие их с мелей, камней и иных подводных препятствий. Углубление морского дня и русла рек.

Учредителями компании являются латвийские граждане: 1) Вольдемар Меслинс (Rīgā, Basteja bulvāri 6); 2) Янис Зебергс (Rīgā, Jēkaba ielā 20/22), и капитан Мартиньш Крастиньш (Rīgā, Aleksandra bulvārī Nr. 2/4.). Уставный капитал компании составил 50 000 золотых франков, 1000 акций по 50 золотых франков. Совет акционерного общества находился в Риге (Mārstaļu ielā 19).

В результате этого, в 1921 году обществу были проданы базировавшиеся до Первой мировой войны на порты Латвии, спасатели - фактические малые ледокольные буксиры: «Anna», «Ebba», «Düna» и «Elisabet». В 1923 году эта же участь постигла «Käthe». 

23 октября 1923 года Министерство финансов Латвии разрешением № 9216 утвердило изменение устава акционерного общества. Согласно законодательству Латвийской республики, уставной капитал компании был переведён в национальную валюту. Всего было выпущено 400 акций номиналом по 50 Ls каждая, на общую сумму 20.000 Ls.

24. февраля 1923 года таможенным департаментом Латвии был издан циркуляр № 4985 распространявшийся на все порты Латвии (Rīgas, Liepājas un Ventspils muitas valdēm un Ainažu muitas nodaļai) вводивший в действие правила входа в латвийские порты судов общества.

С 7 октября 1923 года судам общества «Dūna», «Anna», «Elizabeth» и «Ebba» разрешалось стоянка в латвийских портах и вход и выход из них по упрощенной процедуре. Кроме того, обязали соблюдение следующих правил:

1) если судно компании, прибывающей в латвийский порт, приняло груз погибшего судна, пассажиров или членов экипажа с их багажом, спасатели должны в течение 24 часов подавать в таможенный орган письменную заявку на товары, лом и их багаж. Предоставлять на осмотр товары и доставить их в таможню. Несоблюдение этого положения угрожает таможенным штрафом, наложенным на шкипера.

2) Если корабль компании возвращается с моря пустым, и, за исключением экипажа, у них нет спасенных товаров или отходов, тогда сотрудники таможни, получив отчет о въезде, только делают отметку на судне.

3) Заводить в латвийские порты в любое время дня и ночи, любые суда которым грозит бедствие, и уходить из порта для оказания помощи без получения разрешений на выезд и не подавать заявку на их отъезд в таможню.

4) Если суда общества в процессе спасения вынуждены будут приблизиться с спасаемым судном к побережью, вне порта и мест, где таможенные органы могут отправить на судно с берега на лодке, последние достигнув побережья обязаны немедленно сообщить об этом на ближайший пограничный пункт полиции для въезда на территорию государства.

5) Согласно Закону о тоннаже и налогам на суда, опубликованные в правительственном бюллетене № 289-1921, спасательные суда освобождаются от уплаты налога.

Каждый год в мае Совет акционерного общества в конторе общества на бульваре Аспазияс № 8 проводил собрание акционеров на котором как правило была следующая повестка:

1) Предоставление и обзор годового отчета и отчета Ревизионной комиссии.

2) Бюджет на следующий год.

3) Предложения.

26 декабря 1926 года суда общества участвовали в спасении разбившегося о камни у маяка Овиши парусного судна «Ingeborg». Попытки спасти судно продолжались до 3 мая 1928 года, когда наконец владельцы судна приняли решение прекратить спасательную операцию. 

29 апреля 1928 года спасательным буксиром «Dūna» в 20 милях от Daugavgrlvas был найден в море без экипажа паром, принадлежащий компании Ķerkovius. Плавсредство было доставлено в Рижский порт.

5 декабря 1929 года у латвийского побережья разыгрался сильный шторм, который выбросил на отмель у Вентспилса голландский теплоход «Jantje R» для спасения которого из Вентспилса выходили два судна компании. Этот же шторм выбросил на берег у Айнажи эстонскую парусно-моторную шхуну «Woog» с грузом машин для прядильной фабрики Čakstiņa. Владелец судна вызвал из Риги спасателей. Для спасения судна подошедшими спасателями часть груза была выброшена за борт, а облегченное судно снято с мели и доставлено в порт Айнажи.

Были и достаточно курьезные случаи. 23 февраля 1933 года немецкий пароход при движении во льду выскочил на песчаную банку в Ирбенском проливе. Судно село на ровный киль и не получило повреждений. К месту аварии вышли германские спасатели из Данцига, спасательные суда «Meteor» и «Gladiator» Балтийского спасательного общества из Таллина и латышские спасатели из «Nāra».  Однако капитан судна категорически отказался платить за спасательные работы. В результате судно было стащено с песчаной банки только через несколько дней ледоколами Морского департамента Латвии «Kr. Valdemārs» и «Lāčplēsis».

В связи с большой конкуренцией на рынке услуг со стороны эстонского спасательного общества «Balti Päästeselts», финского общества «Neptun», и одноименного шведского спасательного общества финансовые показатели общества показали серьезные убытки. Акционеры приняли решение о сворачивании деятельности компании. Компания была роздроблена на три офиса (филиала). Ликвидацию решили начать с Вентспилса.

Министерством финансов Латвии в общество был назначен Ликвидационный комиссар.  16.12 1930 года он заявил, что по решению внеочередного собрания этой компании 17 ноября 1930 года компания совершает ликвидацию. Ликвидируется филиал (офис) акционерного общества по адресу Вентспилс, улица Южавас № 1. поэтому приглашает всех лиц, которые имеют претензии к спасательному акционерному обществу «Nāra» для подачи требования о ликвидации и иска в течение 6 месяцев с момента публикации этой заявления в правительственном бюллетене.

29 января 1931 года деятельность спасательного общества «Nāra» в Вентспилсе была прекращена. Но вскоре отсутствие в Вентспилском порту специализированных спасательных судов было поставлено на повестку дня портовыми властями. Так в Вентспилсе в январе 1931 года рассматривался вопрос о приобретении спасательного судна «Elizabet» капитаном на котором на тот момент был акционер общества капитан Krastiņ для нужд порта. 

12 декабря 1932 года прошло очередное собрание акционеров, которое состоялось по адресу г. Рига, ул. Марстаю, 19.

На повестку дня были вынесены вопросы:

1) Выборы должностных лиц.

2) Рассмотрение и утверждение ликвидационной комиссии.

3) Вознаграждение ликвидационной комиссии.

4) Прекращение ликвидации.

5) Актуальные проблемы.

Однако несмотря на, казалось бы, начавшееся после распродажи части активов и закрытия офисов компании период подъёма общество не смогло восстановиться и продолжило распродажу судов.

По отчету министерства финансов Латвии на 1 января 1933 года уставной капитал компании равнялся 70 000 Ls. 15 января 1933 года состоялось очередное собрание акционеров на котором уже окончательно было принято решение о ликвидации общества и распродаже активов.

Первым в 1934 году в Эстонию была  продана «DUNА».  Новый  владелец известный эстонский водолаз Хергаук назвал судно «JÕUD» и использовал судно при разборке затопленных в водах Эстонии кораблей. 

01.05.1935 года состоялась продажа латвийским судовладельцам Vaidasu и Riekstinsu единственного базировавшегося на порт Рига специально оборудованного спасательного судна «Ebba». 

В том же году (05.04.1935 г) «КЕТТЕ» продан эстонскому А/О «Unitas» (Таллинн) получив у нового владельца имя «PEETER».

Вскоре был продан и буксир «Elizabeth». А вскоре Судья Коммерческого регистра Елгавского районного суда на основании торгового реестра 4 июля 1935 года в Елгаве зарегистрировал компанию «Velkonis "Elisabeth"» (рег., № 599).

Акционерами новой компании стали общества: 1) Мартинс-Густав Крастиньш (Krustiņš  - Krasting) родился в Болдерае в 1864 году. Проживающий Вентспилс улица Яна 19. 2) Эрнест-Янис Вейдеманис (Veidemanis) родился в Вентспилсе в 1871 году. проживающий в Вентспилсе, улица Пелду 32.

При деятельность головной компании «Velkonis "Elisabeth"» в Вентспилсе была открыта  19 января 1933 года. Центральный офис компании был расположен на улице Янис 19, Вентспилс; Деятельность компании: перетаскивание судов, плотов и других плавающих в Вентспилском порту и морских и грузовых кораблей.


Приложение: Суда принадлежавшие Glābšanas akciju sabiedrība „NĀRA".

«ANNA» одновинтовой стальной однопалубный буксир. 1912 г Гетеборг 

45,7 брт.7,4 нрт 18,85/19,87х4,84х2,13/2,43 м.1 ВДР 226 лс 9 узл 4 чел.


«DUNА» одновинтовой однопалубный железный буксир 1876 г верфь Верман и сын 

179 т 68,9 брт /60,1 грт /19,78 нрт 21,4/23,7х4,78х2,43/2,73 м. 1 ВДР 40 нлс /180 лс 9 узл 5 чел. 

(1928 г - 87,88 грт /7,32 нрт 24,41х5,82х2,5 м. 300 лс 9 узл, к 1940 г - 69 брт 225 лс)


«EBBA» стальной одновинтовой однопалубный буксир. 1908 г. з-д Р Шнейдер и Ко Мемель

40,35 брт. 17,15х4,87х1,52/1,83 м.1 ВДР 150 лс 8,5 узл 4 чел.


«ELIZABET» одновинтовой стальной однопалубный ледокольный буксир. 1911 г Сандвикский док Гельсингфорс 

42,16 брт /12,54 нрт 18,85/20х4,87х2,13 м.1 ВДР 160 лс 9 узл. 4 чел


«КЕТТЕ» стальной одновинтовой однопалубный спасательный буксир- ледокол 1908 г Сандвикский док Гельсингфорс 

35.75 грт. 17х4,27х2/2,3 м. 1 ВДР,1 цилиндр ПК,125 л с. 9 узл. Экипаж 1/10 чел (эст).

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.