fong1975

Categories:

Ч.3 СКА норвежской постройки в Северо-Западной армии Юденича и на службе Эстонской республики

Сюда  войдет так сказать практически заключительная часть: более  развернутый чем у автора анализ нахождения катеров   в руках эстонских властей.

Осенью 1918 года все 12 катеров находились в разобранном виде в Хельсинки на заводе принадлежащем Крогиусу.

В 1919 году Военно-Морское Управление С-ЗА начало предпринимать действия для их приобретения и использования. Руководил этим к-н 1 ранга П.В.Вилкен. На заводе началась сборка катеров. Было решено вводить их в строй группами по 4 еденицы. В конце октября 1919 года 4 катера были в строю. Но т.к. финские власти официально не разрешали им переход из Хельсннки в Таллинн, то выход совершили под предлогом ходовых испытаний и в начале ноября все 4 катера прибыли в Таллинн.

Практически осенью 1919 года катера планировали использовать следующим образом. Во время занятия Петрограда частями С-ЗА, доставить на них в Кронштадт большую группу морских офицеров. В задачу последних входило взять под свой контроль находящиеся там корабли и поднять на них Андреевские флаги, предварив этим переход их в распоряжение англичан и эстонцев, морские силы которых тоже бы прибыли в Кронштадт. 

Общеизвестно какая в ноябре 1919 года была уже фактическая обстановка на фронте под Петроградом. В результате дальше Таллинна катера так никуда и не ходили. В конце декабря 1919 г. катера пришли в ковш Русско-Балтийского завода в Таллинне и были подняты на стенку. 

Весной 1920 года б. Начальник ВМУ С-ЗА контр-адмирал В.К.Пилкин предпринял попытку продать эти катера в Финляндию частным предпринимателям. Эстонские власти это не разрешили, т.к. они в составе имущества С-ЗА, по распоряжению Военной миссии Антанты, были переданы Эстонии. 

В 1920 – 1923 годах находились на учете в Управлении Гос. Имущества и фактически стояли без должного надзора на стенке Русско-Балтийского завода.

В  июне1923 г. катера передаются Пограничному Управлению МВД и после восстановительного ремонта весной 1924 года вводятся в строй, как пограничные моторные сторожевые суда Mootorvahilaev № 1– 4, где служат до конца 1920-ых годов, а затем продаются в частные руки. Быстроходные катера используются в основном для контрабанды спирта и служат хозяевам до 1937-1940-ых годов. 

Известно о 5 катерах постройки 14-17 гг на A/S  Maritim.Kristiania. Норвегия. Вполне возможно один из них обычный  "гражданский" постройки этой верфи.

 ТТХ даны по эстонским спискам начала  30-х так что по стоящим ДВС вопросы не ко мне..


1 - (1916 г. A/S  Maritim. Kristiania. Норвегия. 35т., 29,9 брт, 20,1 х 3,6 х 2,0 м, 3  бенз. мотора Sterling по 180 л. с.) Mootorvahilaev № 1 - STANDART -  BOKEN -ANDROS;
2 - (28 брт, 21,4 х 3,2 х 1,8 м. 2 бенз. мотора по 150 л.с Van-Blerck.). Mootorvahilaev № 2 - VARONA;
3  - (1916 г. A/S Maritim.Kristiania. Норвегия. 35,6 брт. 22,9 х 3,5 х 1,9  м, 3 бенз. мотора Sterling по 180 л. с. 21 узл.) Mootorvahilaev № 3 -  МАRТА № 1 - SERIPHOS - МАRТА №1 - VILLY ;
4 - (1916 г. A/S Maritim.  Kristiania. Норвегия. 29,9 брт, 20,1 х 3,6 х 2,0 м, 3 бенз. мотора  Sterling по 180 л. с.). Mootorvahilaev № 4 – STERLING - VMV 4 ;
5 -  (1914 г. A/S Maritim.Kristiania. Норвегия. 38,7 брт. 22,6 - 3,5 - 1,9 м.  2 ДВС «Mercedez-Benz» по 255 л.с.+ 1 «Siemens-Halske» 400 л.с.) ОLА -  STERLING - ALBATROS — HELIOS — MUUS

Уважаемый коллега П.Саммалсоо видет  их судьбы немного по другому:

№ 1.

В 1923 – 1928 годах в составе Управления МВД 

С 1929 года под эстонским флагом. Название STANDART. Владелец J. M. Oluper

С 1931 года название BOKEN. Владелец прежний.

С 1933 название ANDROS. Владелец  A.Tiitus

С 1937 года данных нет.

№ 2.

В 1923 – 1930 годах в составе Управления МВД.

Будучи в частных руках в ночь на 03.07.1932 был задержан с 720 литрами спирта финской погранохраной. Катер был конфискован и передан пограничникам как VMV 4, а в 1940 г. продан частному лицу в Турку.

По одним финским данным при задержании носил название STERLING, а по другим STANDART.

№ 3.

В 1923 – 1928 годах в составе Управления МВД 

Не известно кто стал владельцем, какие носил названия и под какими флагами работал. В эстонских источниках он не проходит.

№ 4.

В 1923 – 1928 годах в составе Управления МВД

С 1929 года под эстонским флагом. Название STERLING. Владелец V.Rukholm.

Осенью 1940 года, после присоединения Эстонии к СССР, был национализирован. 

№5 (условно)

Построен в 1914 году в Осло.

22,6 х 3,5 х 1,9 м. На нем менялись двигатели.

Название STERLING. С какого года под каким флагом и владелец …. ???

Название  OLA. С какого года под каким флагом и владелец …. ???

С 1935 года под эстонским флагом. Название ALBATROS. Владелец J.Trummer

Двигатели: 2 х 6-и цилиндр. бензин. по 260 л.с. (520 л.с.)  Mercedes - Benz

1 х 6-и - « -   400 л.с. Siemens - Halske

С 1937 года название HELIOS. Владелец J.Anteplon

Двигатели: 3 х 6-и цилиндр. бензин. по 229 л.с. ( 687 л.с.) Benz

С 1939 года название MUUS. Владелец J.Haamer

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.