Ч.3 СКА норвежской постройки в Северо-Западной армии Юденича и на службе Эстонской республики
Сюда войдет так сказать практически заключительная часть: более развернутый чем у автора анализ нахождения катеров в руках эстонских властей.

Осенью 1918 года все 12 катеров находились в разобранном виде в Хельсинки на заводе принадлежащем Крогиусу.
В 1919 году Военно-Морское Управление С-ЗА начало предпринимать действия для их приобретения и использования. Руководил этим к-н 1 ранга П.В.Вилкен. На заводе началась сборка катеров. Было решено вводить их в строй группами по 4 еденицы. В конце октября 1919 года 4 катера были в строю. Но т.к. финские власти официально не разрешали им переход из Хельсннки в Таллинн, то выход совершили под предлогом ходовых испытаний и в начале ноября все 4 катера прибыли в Таллинн.
Практически осенью 1919 года катера планировали использовать следующим образом. Во время занятия Петрограда частями С-ЗА, доставить на них в Кронштадт большую группу морских офицеров. В задачу последних входило взять под свой контроль находящиеся там корабли и поднять на них Андреевские флаги, предварив этим переход их в распоряжение англичан и эстонцев, морские силы которых тоже бы прибыли в Кронштадт.
Общеизвестно какая в ноябре 1919 года была уже фактическая обстановка на фронте под Петроградом. В результате дальше Таллинна катера так никуда и не ходили. В конце декабря 1919 г. катера пришли в ковш Русско-Балтийского завода в Таллинне и были подняты на стенку.
Весной 1920 года б. Начальник ВМУ С-ЗА контр-адмирал В.К.Пилкин предпринял попытку продать эти катера в Финляндию частным предпринимателям. Эстонские власти это не разрешили, т.к. они в составе имущества С-ЗА, по распоряжению Военной миссии Антанты, были переданы Эстонии.
В 1920 – 1923 годах находились на учете в Управлении Гос. Имущества и фактически стояли без должного надзора на стенке Русско-Балтийского завода.

В июне1923 г. катера передаются Пограничному Управлению МВД и после восстановительного ремонта весной 1924 года вводятся в строй, как пограничные моторные сторожевые суда Mootorvahilaev № 1– 4, где служат до конца 1920-ых годов, а затем продаются в частные руки. Быстроходные катера используются в основном для контрабанды спирта и служат хозяевам до 1937-1940-ых годов.


Известно о 5 катерах постройки 14-17 гг на A/S Maritim.Kristiania. Норвегия. Вполне возможно один из них обычный "гражданский" постройки этой верфи.
ТТХ даны по эстонским спискам начала 30-х так что по стоящим ДВС вопросы не ко мне..
1 - (1916 г. A/S Maritim. Kristiania. Норвегия. 35т., 29,9 брт, 20,1 х 3,6 х 2,0 м, 3 бенз. мотора Sterling по 180 л. с.) Mootorvahilaev № 1 - STANDART - BOKEN -ANDROS;
2 - (28 брт, 21,4 х 3,2 х 1,8 м. 2 бенз. мотора по 150 л.с Van-Blerck.). Mootorvahilaev № 2 - VARONA;
3 - (1916 г. A/S Maritim.Kristiania. Норвегия. 35,6 брт. 22,9 х 3,5 х 1,9 м, 3 бенз. мотора Sterling по 180 л. с. 21 узл.) Mootorvahilaev № 3 - МАRТА № 1 - SERIPHOS - МАRТА №1 - VILLY ;
4 - (1916 г. A/S Maritim. Kristiania. Норвегия. 29,9 брт, 20,1 х 3,6 х 2,0 м, 3 бенз. мотора Sterling по 180 л. с.). Mootorvahilaev № 4 – STERLING - VMV 4 ;
5 - (1914 г. A/S Maritim.Kristiania. Норвегия. 38,7 брт. 22,6 - 3,5 - 1,9 м. 2 ДВС «Mercedez-Benz» по 255 л.с.+ 1 «Siemens-Halske» 400 л.с.) ОLА - STERLING - ALBATROS — HELIOS — MUUS
Уважаемый коллега П.Саммалсоо видет их судьбы немного по другому:
№ 1.
В 1923 – 1928 годах в составе Управления МВД
С 1929 года под эстонским флагом. Название STANDART. Владелец J. M. Oluper
С 1931 года название BOKEN. Владелец прежний.
С 1933 название ANDROS. Владелец A.Tiitus
С 1937 года данных нет.
№ 2.
В 1923 – 1930 годах в составе Управления МВД.
Будучи в частных руках в ночь на 03.07.1932 был задержан с 720 литрами спирта финской погранохраной. Катер был конфискован и передан пограничникам как VMV 4, а в 1940 г. продан частному лицу в Турку.
По одним финским данным при задержании носил название STERLING, а по другим STANDART.
№ 3.
В 1923 – 1928 годах в составе Управления МВД
Не известно кто стал владельцем, какие носил названия и под какими флагами работал. В эстонских источниках он не проходит.
№ 4.
В 1923 – 1928 годах в составе Управления МВД
С 1929 года под эстонским флагом. Название STERLING. Владелец V.Rukholm.
Осенью 1940 года, после присоединения Эстонии к СССР, был национализирован.
№5 (условно)
Построен в 1914 году в Осло.
22,6 х 3,5 х 1,9 м. На нем менялись двигатели.
Название STERLING. С какого года под каким флагом и владелец …. ???
Название OLA. С какого года под каким флагом и владелец …. ???
С 1935 года под эстонским флагом. Название ALBATROS. Владелец J.Trummer
Двигатели: 2 х 6-и цилиндр. бензин. по 260 л.с. (520 л.с.) Mercedes - Benz
1 х 6-и - « - 400 л.с. Siemens - Halske
С 1937 года название HELIOS. Владелец J.Anteplon
Двигатели: 3 х 6-и цилиндр. бензин. по 229 л.с. ( 687 л.с.) Benz
С 1939 года название MUUS. Владелец J.Haamer