fong1975

Categories:

Морскому музею Эстонии нужна помощь.

Беспокоит Вас художник Морского музея Эстонии, Роман Маткевич https://vk.com/meremuuseum

Есть  вопросы, ответы на которые я надеюсь получить уже с Вашей помощью. Здесь  я опишу проблему, но если у Вас есть в планах посетить Таллин, то  сообщите заранее – я буду рад Вас познакомить с музеем и разобраться с  этими  непонятными пока нам чертежами. 

Что за  чертежи? Дело в том, что нам удалось спасти часть технического архива  судоремонтного завода - бывший завод Ноблесснера, в советское время 7-й  Морской завод, а до последнего времени - филиал судостроительного  концерна  БЛРТ. Он функционировал до недавнего времени, но нынешнее руководство  решило, что перепланировав территорию завода в фешенебельный жилой район  с собственной гаванью – они выиграют больше, чем на ремонте судов. На  всём этом фоне, нас – музей, пустили в уже  разграбленный тех.архив завода и мы вынесли оттуда - что успели (это  порядка тысячи чертежей судов. В основном доковых постановок, но есть и  очень редкие оригиналы тушью на кальке, начиная с конца 1940-х годов.  Далее полтора года индификации по каталогам и  сайтам. Наконец бОльшую часть передали в музейный архив на сохранение и  цифрование (это возьмёт ещё годы, но главное, что в архиве музея они  сохранятся!) Из всей этой массы материалов осталась пара десятков  чертежей, которые мы никак индифицировать не смогли  (с другими было проще – номер теоретического чертежа там указывал на  номер проекта судна и всё сходилось).

Являясь  руководителем всего этого «безобразия» с чертежами, я обратился к  ветерану Судового Регистра СССР Аврааму Хасину и нам удалось распознать 2  судна. Ветераны флота помочь мне ничем не смогли, тк соприкасавшихся по  службе с кораблями – там осталось не много. Обратился к Денису –  всё-таки Судостроение! Он посоветовал Вас. Вот такая «схема», Олег  Львович. Буду Вам весьма признателен, если возьмётесь нам помочь. Если  ДА, то может попробуем для начала по мейлу что-то определить,  как Вы считаете? 

Ну вот например:

Есть  копия чертежа корпуса теплохода, обводами напоминающего танкер или  грузовое судно (если так – то скорее рефрижератор) Надстройки здесь  вообще не обозначены, но есть строительные номера судов: 515, 528, 534.  Это суда  ГДР-овской постройки. Длина 103 м, ширина 14,5 м… Других дат и  наименований нет. Я пытался искать – что же это за проект, что за суда,  но безуспешно. Может быть Вам улыбнётся Удача?

Далее. 

Два доковых чертежа ГИСУ «Ревун».  1950-х. По обводам – явно буксир. Длина  31,5 м, ширина 7,08 м, осадка  2,80 м… Ветераны флота сказали: «мы пришли в Таллин служить уже после  него»… А хотелось бы понять – что это  за судно было: «Ижорец» какой, или спецпостройки, или может даже трофей  или репарационник?...

УК-205.  Доковый чертёж. Указано, что составлен он на основании теоретического  чертежа Р – 22634. 1958 год. Габариты судна: длина 20,75 м, ширина 3,30  м, осадка 1,00 м. То есть явно катер какой-то.  Узнать бы – какого проекта…

М-СБ-3.  2 доковых чертежа (с теоретического чертежа НБ-901-01.  Общее  расположение М-СБ-3). Такая сварная угловатая баржа с надстройкой в  корме. Длина 49 (49,5) м, ширина 9 (8,7) м, высота борта  3,6 м, осадка носом – 0,8 м, кормой - 0,9 м, принадлежала Эст. Рыб.  Прому «Океан». Какого она проекта?

2  чертежа постановки судна на доковые тележки 216-912ТН207. Обводы  напоминают или малый танкер или наливную баржу. Надстройки не указаны  вообще. Параметры судна: длина 43,17 м, ширина 4,40 м, осадка 2,20 м.  Кто, что?...

Чертёж постановки на тележки Катер-11  на основании теоретич. чертежа №1637. Параметры судна: длина 14,00 м ,  ширина 3,27 м. Надстройки не указаны. Я думал «командирский» катер пр.  371, но по размерам не стыкуются. «наш» выглядит старее. Но кто же это?

Чертёж постановки на тележки Пок 13-912-ТН065. На чертеже стоит, что ординаты от основной взяты по чертежу Пок-13-93-ТОО1.

Обводы  корпуса судна – явно рыболовный бот, в корме рубочка, ближе к носу –  тамбур в кубрик. Длина судна 19,7 м, ширина – 4,2 м. 1953-й год. Удалось  выяснить, что Пок – это посыльный катер. Скорее всего был у погранцов  или  гидрографов. А что за проект?

3 чертежа относящиеся к ПЕ-10-1:  

Настил  верхней палубы и растяжка наружной обшивки. ПЕ-910-ТН259. 1963 год.  Только корпус, надстройки не указаны. Нос острый, корма прямая, как-бы  рубленная. 

Установка  блоков на тележках на стапеле. ПЕ-912-ТН258. 1963 год. Есть такая фраза  на чертеже: «при наборе кормовых клеток использовать металлические  кильблоки, изготовленные по чертежам цех 1 63-ТН017». Ухватился за цифру  63 – думал проект. Есть такие самоходные баржи 1961-го года, финки, но  они с круглой кормой все…

Разбивка корпуса  на блоки и секции. ПЕ-912-ТН241. 1963 год… Что ж это за судно такое?...

2 оригинальных чертежа 1958 года тушью на кальке одного Объекта 223

Монтажная схема трубопроводов приёма пара с берега и подогрева воды. 223-544-Т108. 

Монтажная схема однопроводного парового отопления. 223-544-Т106.

Я  думал, что 544 – это и есть номер проекта судна, но ничего такого не  нашёл. Судя по помещениям судна – это явно или плавмастерская или  плавбаза. Параметров корабля – никаких. Зато подробно судовые помещения.  Но кто же  это?

Постановка  на тележки ПСЗ-912-ТН77. 1959 год. Параметры судна: длина 29,4 м,  ширина 6,15 м, высота борта 3,3 м. Явно баржеообразное что-то, но что?

Чертёж  «Установка дополнительных клеток для испытания отсеков корпуса» 1971  год. ЭСКИЗ 1 – 305. Пробовал пробить 305 – как проект – тщетно: 305 это  какая-то огромная военная плавбаза. А тут явно что-то небольшое, но  размерений  нет.

Чертёж палуб какого-то танкера с кормовой округлой надстройкой, но без рамерений: ЯРВ-631-ТН.038. 1961 год. На чертеже есть фраза: «Общее  расположение см. черт. ЯРВ-714-ТН.005с. Пока получается так, что ЯРВ-  это может быть сокращение от названия судна, например «Ярославль»?... Но в целом – не понятно.

Тоже явно танкерок. НРВ-631-ТН.043. 1962 год. Без размерений. Только виды сверху палуб. Нос и корма – острые, кормовая надстройка от борта до борта. Кто, что?...

Чертёж какого-то транспортного судна ОНВ-631-ТН.035. 1961 год. Чётко обозначены трюма. Может это судно обеспечения или база какая-то? Никаких размеров нет. 

Ясно одно, что поскольку у двух танкеров и одного явного сухогруза стоит № 631 – это не номер проекта: обводы не сходятся.

3 оригинальных чертежа парового буксира РБ-32. 1958 год: 

Схема штуртросной проводки РБ-32-213-Т129

Постановка на тележки РБ-32-912-ТО37, указано, что при изготовлении данного чертежа использован теоретич. чертёж №3986

Паропровод брашпиля РБ-32-452-Т 101.

Нигде  никаких параметров судна не указано, но понятна схематика трубы, рубки и  тп. Ясно, что это рейдовый буксир РБ-32, 1958-й год, Балтика. А кто  это?

РБ-27. 1956 год. Доковый чертёж. Надстройка не указана. Размерения буксира: длина 24,67м, ширина 5,5 м, осадка 1,68 м. Что за проект?

2 чертежа буксира РБ-24. 1958 год. Только корпус. Размерения длина 23,4 м, ширина 5,90 м, высота борта 3,55 м. 

На  черт. РБ-24-912-Т035 указано, что для его изготовления исходником был  теоретический чертёж №188. Проект 188 – это десантник, так что надо  искать по-другому. 

МБ-67-91-ТОО2, он же ПОК-60-91-ТОО2. 1957 год. То есть буксир, ставший «посыльником»,  или наоборот. Размерения: длина 21,8 м, ширина 5,6 м. Надстройки не  указаны. 

Может быть есть список старых буксиров 1950-х годов? 

ВРД-200-912-ТН-093.  1959 год. Обводы корпуса явно не ВРД типа Ярославец. Экспериментальный  кто-то? Указано, что сей чертёж выполнен по данным теоретического № ВРД  200-200-ТН.004. Надстройки  не прорисованы, только корпус – нос острый, корма прямая, и в носу и  корме – планшири. Параметры судна: длина 18,80 м, ширина 3,40 м, высота  борта 2,03 м. 

Кто, что?...

Чертёж  3404К-912-ТН595. Фрагмент чертежа, без выходных данных и без  размерений. По обводам напоминает рыболовный, типа «Океан» или тп. В  варианте переделки в грузовое…

И самое интересное: постановка на тележки буксирчика БУК-121. 1960-й год. Указано, что для данного чертежа за основу  взят теоретический, БУК 121-200-ТН.005. Размерения судёнышка: длина 16  м, ширина 2,89 м, высота борта 1,48 м, с рубочкой в носу. Но! По обводам  корпуса он очень уж напоминает судовой катер  с больших военных кораблей! Известно, что данный буксирчик возил  докеров с завода на плавдок и дальше рейда не выходил.

Вот такие непонятки…

Буду  признателен любой информации, потому что круг могущих помочь – крайне  узок, а без индификации эти чертежи не попадут в архив, то есть тогда  они и не сохранятся в Морской Истории…

С Уважением,

Роман Маткевич,

Художник Морского Музея Эстонии.

Мы тут:  https://youtu.be/TEzS-w0fjZs

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.