fong1975

Categories:

РОССИЙСКИЕ РЕЧНЫЕ ВОЕННЫЕ ФЛОТИЛИИ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ от А.О. Вербового. Часть 2 (Неманская)

Вот кстати  та самая справка о которой упомянули авторы... Похоже  читали..

Так  почему  же не заладились  дела с флотилией?   Что значит в Ковно нет необходимых средств? Понятное дело раз флотилии ранее не было откуда им взяться. На то есть военно-судовая повинность и мобилизация.  Есть крепость Военного ведомства а есть флотилия подчиненная Морскому ведомству. Потому  присланы  экипажи... мобилизованны  и вооруженны  суда. Посчитали моряки  что двух вооруженных достаточно — ровно такое количество и вооружили. Остальные  для транспортных нужд. 

Не  дураки  решали   что нужно..  Наверное руководствовались  силами противника  и  обстановкой?  Кстати   Виктор Голыня   в свое время  представил неплохой  материал  о супротивнике:

"Речная война на севере Восточной Пруссии и на Немане в 1914 – 1919 гг."      Часть 1-я.    Бернд Шварц    События речной войны на севере  Восточной Пруссии и на Немане практически не находили отражения в  официальной немецкой истории Первой мировой войны.[1] Они  рассматривались в общей связи, пожалуй, как слишком незначительные.  Относящиеся к ним документы Архива сухопутных войск в Потсдаме пропали,  вероятно, в начале 1945 года. Об отряде лодок крепости Кёнигсберг (FBA),  отряде лодок Верхнего Востока (Ober-Ost) и флотилии Куршского залива  имеются две небольшие, но существенные работы.[2] Использование  Добровольческого катерного корпуса (FM) на Мемеле описывается в лишь  некоторых немногих публикациях.[3]    На 1 августа 1914 года, к началу  Первой мировой войны, у России уже имелось некоторое временное  опережение. Для царской армии и военно-морского флота «период подготовки  к войне» начался  уже 26 июля, а всеобщая мобилизация была объявлена  30-го.[4] Мобилизация в Германии произошла на 2 дня позже. С немецкой  стороны стоял только I. Армейский корпус (командующий –  генерал-лейтенант Герман фон Франсуа), слишком слабый для защиты  Восточной Пруссии. Русские военные планы предусматривали марш северной  1-й (Неманской) армии (командующий – генерал от кавалерии Павел фон  Ренненкампф) и южной 2-й (Наревской) армии (командующий – генерал от  кавалерии Александр Самсонов) на крепость Кёнигсберг. Однако пока боевые  действия представляли собой разведывательные рейды кавалерии и короткие  огневые перестрелки. 17 августа началось русское наступление между  Сувалками и Шиллиненом (к северу от Эйдткунена). Изо Тауроггена русские  пограничные войска нанесли удар по Тильзиту и заняли город. Немецкие  войска группировались на юго-западе и остановили Наревскую армию,  которая с 26 по 30 августа в «Битве при Танненберге» была уничтожена. На  севере до 27 августа русские войска продвинулись на линию  приблизительно: Куршский залив – река Дейма – западнее Велау –  Прейсиш-Эйлау. Вследствие этого над Кёнигсбергом нависла исключительная  угроза. Германские силы после победы над Наревской армией развернулись в  сторону Восточной Мазурии. В ходе «Битвы на Мазурских озерах» с 8 по 11  сентября Неманская армия была вытеснена с территории Германии.  Параллельно первоначальная угроза  со стороны русских войск для  Кёнигсберга отодвинулась на восток (так, например, 19 сентября был  освобожден Тильзит).    Все эти события сопровождались боевыми  действиями обеих сторон на Мемеле/Немане и в Куршском заливе. Со стороны  Германии эти действия распространялись на военный транспорт и  непосредственно на боевые акции.    БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА РЕКАХ    17  августа 1914 (в этот день Неманская армия перешла к наступлению) 2-ая  бригада ландвера посылала 2 роты солдат морем из Мемеля к границе в  Юрбург, в тыл русских войск. [5] Какие транспортные средства  предоставлялись для этого, не известно. Так же неясна транспортировка  двух батальонов из Кремиттена в Кёнигсберг, которая должна была быть  проведена 24/25 августа семью пароходами, принадлежавшими Роберту  Майхёферу. [6]       «В конце августа и в начале сентября 1914 отряд  крепостных лодок вступил в первые сражения с русскими, которые  продвинулись вперед до Деймы [...]. Вооруженные корабли смогли  приостановить быстрое продвижение русских. Это облегчило деятельность  немецких пароходов и лодок, которые действовали, прежде всего, на Дейме,  а также на «Гроссен Фридрихсграбене» (ныне – Полесский канал), который  ведет в обход Куршского залива как короткий канал от Деймы к дельте  Мемеля. С 26 августа до середины сентября 1914 буксиры и моторные лодки  из Лабиау [...] участвовали в боевых действиях армии. Они участвовали в  патрулировании на водных путях поблизости от врага, помогали в  строительствах мостов или защищали их от неожиданностей, спасали  отставших от частей, и 7 сентября даже смогли спасти целую роту,  отрезанную на Гроссен Фридрихсграбене, от взятия в плен. Пароходы  «PHOENIX» и «SCHWARZORT» из Кранцбеекерской флотилии лейтенанта Клеизера  производили разведывательные операции в юго-восточный части Куршского  залива и обстреливали занятые русскими деревни из пулеметов. Все эти  транспортные средства часто попадали под русский огонь, однако, имели  только незначительные потери. Они следом за русскими, которые после  победы Гинденбурга ушли, прибыли в Мемель и устранили тамошние перебои в  электроснабжении. Так как железнодорожная линия Кенигсберг – Тильзит  временно не действовала из-за подрыва моста через Дейму, снабжение по  водным путям также имело важное значение.» [7]    Отход русской 1-ой  армии в первой половине сентября на север, побуждал ставку верховного  главнокомандования 12 сентября потребовать у флота, чтобы тот разрушил  русские понтонные мосты через Мемель. Кроме всего прочего, вследствие  этого, угроза для города Мемеля должна была уменьшиться. Однако у флота  не было для этого возможностей. «Отдельный адмирал» контр-адмирал Беринг  отправил в Мемель малый крейсер «Амазоне», где тот для защиты города  предоставил в распоряжение сильный десантный отряд в количестве 30  человек. [8]    В октябре 1914 года вновь возобновились действия на  Мемеле. Восточная флотилия наносила удары от Тильзита вверх по течению  вплоть до территории занятой русскими. 25 октября около Юрбурга  состоялся первый бой с русской Неманской флотилией. Русские использовали  якорные и дрейфующие мины, из-за которых немецкие лодки вначале должны  были уйти. Однако вскоре последовали следующие удары. Кроме этого  экипажи лодок действовали также время от времени на суше в окрестностях  Тильзита. Вследствие начавшегося сильного замерзания Мемеля перед  наступающим Новым 1915-м годом, Восточная флотилия Добровольческого  катерного корпуса ушла из прифронтовой области.    «В течение зимы,  благодаря ледоколам, отряд крепостных лодок считал Прегель, Дейму и  Мемель всегда временно проходимыми. После того, как в марте 1915 года  русское нападение на Мемель по суше было отбито, по требованию пароход  «HINDENBURG» прибыл для службы в замерзшем Куршском заливе. 30 марта  1915 года он дымил морем из Пиллау в Мемель и показывал почти через 50  лет вновь прусский военный флаг на море.    Во время германского  наступления [...] весной 1915 отряд образовал боевую флотилию под  командованием лейтенанта Вильдиса. Она состояла из вооруженных двумя  револьверными пушками и снабженных легкой защитой из листовой стали  пароходов внутреннего плавания «TILSIT» и «HEROLD», а также 8 моторных  лодок, которые были частично вооружены пулеметами и частично снабжены  минными тралами. В то время как остальные лодки в апреле и мае 1915 года  осуществляли большую переброску войск (в целом 20.000 мужчин, 3.000  лошадей и множества материалов; эпизодически ежедневно от 2.500 до 3.500  человек на пароходах и баржах) по Мемелю из Тильзита в Юрбург к русским  позициям, боевая флотилия обустроила свою  станцию в Юрбурге. Оттуда  она действовала совместно с армией. Для защиты понтонных мостов,  наведенных саперами, ставились минные заграждения, первое 9 июня у  Пупкайни. Патрульные катера искали контакты с русскими пароходами и  войсками, обозначали фарватер, продвигаясь далеко впереди перед  флотилией. Мосты и минные заграждения переносились все дальше вверх по  течению, и флотилия, после неоднократных столкновений с врагом, 9  августа сама смогла перенести свою станцию в Илгово. Еще во время  продвижения началась перевозка большого количества древесины из Вилени  (на полпути к Ковно), которые попали там в руки немецких войск.      Затем последовал захват русской крепости Ковно. Боевая флотилия  продолжала постоянные столкновения с врагом до середины августа, когда  было поставлено последнее минное заграждение у Сапишек, после чего  русские вооруженные пароходы скрылись. 18 августа 1915 года два парохода  и несколько моторных лодок боевой флотилии пришли в Ковно. Там они  смогли захватить брошенные в спешке два русских вооруженных парохода  «ЯРОСЛАВНА» и «ВЕНЕРА» (по 2-4,7 см орудия, несколько пулеметов, легкое  бронирование) и большие запасы боеприпасов для них. Еще шесть  невооруженных русских пароходов и несколько моторных лодок были  конфискована и затем переданы в Тильзит в линейную комендатуру. Боевые  действия на Мемеле/Немане на этом были окончены».[9]    ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ  ВОЕННАЯ КОМЕНДАТУРА N И ОРГАНИЗАЦИИ-ПРЕЕМНИЦЫ    Военно-транспортная  служба основывалась на законе о воинной повинности 1873 года и  «Инструкции для военного использования водных путей на войне» от 1906  года.[10] Слабая железнодорожная сеть Восточной Пруссии требовала для  разгрузки дорог осуществлять, как можно больший грузооборот на воде.  Однако сразу предусмотренная организация дела не оправдала ожиданий.     «По инициативе отдела водного транспорта железнодорожной военной  комендатуры Кёнигсберга [= железнодорожная военная комендатура N [9]]  заместитель начальника штаба I. Армейского корпуса заключил 8 августа  договор с пароходством Роберта Майхёфера [АО  Тильзитское пароходное  общество] из  Кёнигсберга об учреждении ключевой водной линии этапов  между Кенигсбергом и Тильзитом по Прегелю, Дейме, Гроссен  Фридрихсграбену и Гилге. Очень скоро судоходное сообщение по маршруту  Кёнигсберг – Данциг также присоединилось к военному трафику. В то время  как надзор и руководство перевозками водным транспортом осуществлялось  железнодорожной военной комендатурой Кёнигсберга, то фирма должна была  предоставить пароход и буксирные баржи, а также брать на себя  организацию и управление делами пароходства. Судовладельцам за уступку  их судов предоставлялось возмещение аренды,  предоставлялись для уступки  ее парка; военная администрация должна была нести издержки производства  и ответственность за возникшие убытки.»[12]    Кёнигбергская фирма  «Роберт Майхёфер» заключила практически идентичное соглашение с отделом  водного транспорта.     Судами железнодорожной военной комендатуры N в  конце августа 1914 года были эвакуировались в Данциг примерно 35.000  гражданских лиц, фонды кёнигсбергского филиала рейхсбанка, ценные вещи  органов власти и т.д. и т.п.[13]    «Майхёфер» с 1910 года находился во  владении Юстуса Хаслингера, сыновья которого Эрих и Освальд действовали  как доверенные лица в руководстве фирмы. Они оба занимали важные  должности в военном немецком судоходстве по внутренним водным путям во  время Первой мировой войны. Освальд Хаслингер после исполнения некоторых  других обязанностей был откомандирован в группу судоходства при  начальнике железнодорожного отдела генерального штаба.[14] Начиная с 1  января 1917 года он был назначен заместителем начальника отдела. Его  брат, Эрих Хаслингер, был назначен уполномоченным водных путей Востока.  [15]     В начале апреля 1916 года фирма «Майхёфер» по новому договору с  армейской дирекцией железной дороги V брала на себя также судовые  перевозки по Восточной Пруссии от Мемеля до Ковно. [16]    В июне 1916  года группа судоходства при железнодорожном отделе генерального штаба  была преобразована в центральную организацию по использованию водных  путей рейха и на занятых восточных территориях. Отделы водного  транспорта при железнодорожных военных комендатурах были расформированы к  1 января 1917 года. [17]    В бассейнах Прегеля и Мемеля у группы  судоходства «Восток» (по состоянию на 15.08.1918) были эти  подразделения:  * уполномоченный по судоходству (Кёнигсберг);   *  производственные участки и бюро заявок в Пиллау, Кёнигсберге, Лабиау,  Тильзите, Schmalleningken и Мемеле.    В регионе Немана у группы  судоходства «Север» были эти подразделения:   * филиал группы  судоходства в Ковно.[18]    В занятых восточных областях у отдела  судоходства было 77 собственных, частично трюмом оснащенных и к  пассажирской перевозке годных парохода. Немецкие судовладельцы очень  неохотно предоставляли свои транспортные средства для внешненемецких  областей. Лесоматериалы составляли большую часть перевозимого груза. На  Западный фронт древесина отправлялась морем по Восточно-Фризскому пути.  Для внутригерманского использования транспортировка происходила к складу  лесоматериалов отдела военного сырья в Магдебурге.    Отдел судоходства  непрерывно увеличивался, что рождало возрастающую потребность в  персонале. Поэтому в 1917 году в Кёнигсберге был расквартирована рота  запасного шкиперского батальона.[18]    СУДОВОЙ СОСТАВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ  ВОЕННОЙ КОМЕНДАТУРЫ N[20]      Далее идут справки на 35 пароходов и  буксиров - если кому надо, пишите в личку, либо здесь же.     У более  позднего уполномоченного по судоходству (Кёнигсберг) начальника  военно-полевого железнодорожного транспорта, присоединенный судовой  состав не был абсолютно идентичен с предшествующим составом  железнодорожной военной комендатуры N. Это объясняется из-за частого  обмена судовым составом с другими речными бассейнами, в частности,  Вислы.  
 Ссылки    1 – Reichsarchiv: Der Weltkrieg 1914 - 1918.  Bd. 1 - 14. Berlin 1925 - 1956.  2 – Glodschey, Erich: Die preußische  Kriegsflagge im Weltkriege. In: Marine-Rundschau 40 (1935) S. 171 - 175 и  Glodschey, Erich: Deutsche Flußflottillen 1919/20. в: Marine-Rundschau  42 (1937) S. 204 - 206.  3 – В 1914 и 1915 годах журнал «Die Yacht» с  пропагандистскими намерениями неоднократно обращал внимание на восточную  флотилию Добровольческого катерного корпуса. Эти статьи имеют мало  ценности из-за военного времени. Куда более существенная работа по  истории Добровольческого катерного корпуса: Ostersehlte, Christian:  Motorboote im militärischen Einsatz: Versuch einer kritischen  Betrachtung des Freiwilligen Motorboot-Korps (FMK). В: Deutsches  Schiffahrtsarchiv 24 (2001) S. 253 - 297.  4 – Reichsarchiv: Der  Weltkrieg 1914 - 1918. Bd. 2 Die Befreiung Ostpreußens. Berlin 1925 S.  32.  5 – Reichsarchiv: Der Weltkrieg 1914 - 1918. Bd. 2 Die Befreiung  Ostpreußens. Berlin 1925 S. 72.  6 – In Gerdau, Kurt: Eine ostpreußische  Institution; Vor 100 Jahren wurde Erich Haslinger geboren (II). В: Das  Ostpreußenblatt 33 (1982) Folge 26, S. 10 указано: „ Транспортировки  указываться должны особенно, из-за чего фирма Майхёфера в Военной  истории Большого генерального штаба упоминалась". Однако упомянутое  развитие событий в «Reichsarchiv: Der Weltkrieg 1914-1918. Bd. 2» не  обнаруживается.  7 – Цитата из Glodschey, Erich: Die preußische  Kriegsflagge im Weltkriege S. 172 - 173.  8 – Vgl. Firle, Rudolph: Der  Krieg zur See 1914-1918. Der Krieg in der Ostsee Bd. 1 Berlin 1921 S.  130- 132 и Reichsarchiv: Der Weltkrieg 1914-1918. Bd. 2 S. 294. Наглое  требование армии кажется непонятным, так как собственное плавающее  соединение находился у нее в распоряжении в виде кораблей флотилии  Куршского залива. Очевидно, что со стороны армии имелись абсолютно  нереальные представления о возможностях флота.  9 – Цитируется  Glodschey, Erich: Die preußische Kriegsflagge im Weltkriege S. 174 -  175.  10 – Fischer: Bedeutung und Ausnutzung unserer Wasserstraßen im  Weltkriege. В: Die Wasserwirtschaft Deutschlands und ihre neuen  Aufgaben. Berlin 1921 Bd. 2 S. 327.  11 – Регулирование военного  транспорта вменялось в обязанность железнодорожным военным комендатурам в  мирное и военное время. Они были органами железнодорожного отдела  Большого генерального штаба. Немецкая железнодорожная сеть, в отличие от  административных округов, была разделена для военного использования на  22 производственных района (линии). В каждом существовала  железнодорожная военная комендатура, которая способствовала отношениям  между военным управлением железной дороги и расположенными в районе  линии предприятиями, управляемыми администрацией железной дороги. В  мирное время железнодорожные военные комендатуры подчинялись начальнику  железнодорожного отдела прусского Большого генерального штаба, а в  военное время его заменял начальник военно-полевого железнодорожного  транспорта (далее – FECH). Область железнодорожной военной комендатуры N  с местонахождением в Кёнигсберге соответствовала приблизительно  границам Восточной Пруссии. На западе она граничила с железнодорожными  военными комендатурами V (Данциг) и R (Бромберг).   12 – Цитата из  Reichsarchiv: Der Weltkrieg 1914- 1918. Das deutsche Feldeiscnbahnwesen.  Bd. 1 Die Eisenbahnen zu Kriegsbeginn. Berlin 1928 S. 139.  13 –  Gerdau, Kurt: Eine ostpreußische Institution: Vor 100 Jahren wurde Erich  Haslinger geboren (II). In: Das Ostpreußenblatt 33 (1982) Folge 26 S.  10.  14 – N.N.: Oswald Haslinger. In: Schreiber, Erich u. Ludwig  Seiermann (Hrsg.): Binnenschiffahrts-Handbuch. 2. Aufl. Wiesbaden 1952  S. 334.  15 – http://de.wikipedia.org/wiki/Erich_Haslinger (23.02.2013).   16 – Meyer, Günther: Die deutsche militärische Binnenschiffahrt im  Ersten Weltkrieg. В: Schiff und Zeit / Panorama maritim Heft 44 S. 9.   17 – Fischer: Bedeutung und Ausnutzung unserer Wasserstraßen im  Weltkriege. В: Die Wasserwirtschaft Deutschlands und ihre neuen  Aufgaben. Berlin 1921 Bd. 2 S. 332.  18 – Fischer: Bedeutung und  Ausnutzung unserer Wasserstraßen im Weltkriege. В: Die Wasserwirtschaft  Deutschlands und ihre neuen Aufgaben. Berlin 1921 Bd. 2 S. 329.  19 –  Reichsarchiv: Der Weltkrieg 1914 bis 1918. Rohde, Horst (Hrsg.): Das  deutsche Feldeisenbahnwesen. Bd. 2 Die Eisenbahnen vom Oktober 1914 bis  zum Kriegsende. Hamburg/Berlin/Bonn 2010 S. 339 - 340.  20 – Список  базируется на указаниях из Gröner, Erich: Die deutschen Kriegsschiffe  1815 - 1945. Bd. 8/1 Bonn 1993, Meyer, Günther: Arbeitsmaterial:  Ergänzungen und Korrekturen zu Gröner, Erich: Die deutschen  Kriegsschiffe 1815 - 1945. Stand 20.2.2013 / Unveröffentlicht und  Schwarz, Bernd: Binnenschiffe zwischen Ostpreussen und Schlesien.  Cuxhaven 2012. Транспортные средств без двигательной установки не  указаны.

Итак  мы  имеем  вооруженными два пароходя  «ВЕНЕРА» 

Фото по состоянию на 1939 год. Мало что изменилось.
Фото по состоянию на 1939 год. Мало что изменилось.
Реконструкция   И.Черникова
Реконструкция И.Черникова

 После начала 1 МВ взят для рус. Воен. Веда (Ковенского КИУ) по мобилизации. К 16.09.1914 г. у 2 отдельного батальона Гвардейского экипажа. После вооружения и бронирования с 04.12 1914 г. бронепароход в подчинении крепостной артиллерии Ковенской крепости. Команда усилена моряками батальона. 14.05.1915 г. обстрелял конных немцев на берегу. 29.05.1915 г. подчинен 6 роте отдельного батальона Гвардейского экипажа. К 03.08.1915 г, после снятия вооружения , брошен экипажем у крепости в Ковно. 05.08 1915 г. взят немцами поврежденным. и увод в Мемель на ремонт – затем в FЕСН / Sg Memel. 

и «ЯРОСЛАВНА»

Реконструкция И.Черникова
Реконструкция И.Черникова
Реконструкция И.Черникова
Реконструкция И.Черникова

После начала 1 МВ взят для рус.Воен.Веда (Ковенского КИУ) по мобилизации. К 16.09.1914 г. у 2 отдельного батальона Гвардейского экипажа. После вооружения и бронирования с 04.12 1914 г. бронепароход в подчинении крепостной артиллерии Ковенской крепости. Команда усилена моряками батальона.13.05.1915 г. обстрелял конных немцев на берегу. 29.05.1915 г. подчинен 6 роте отдельного батальона Гвардейского экипажа. К 03.08.1915 г, после снятия вооружения, брошен экипажем у крепости в Ковно. 05.08 1915 г. взят немцами тут поврежденным .

Господа  авторы  или один из них неплохо почитал фонд 2019 РГВИА. Это похвально. Мы  это так же  читали... 

Но история  флотилии  это не только  этот фонд в этом архиве. И раз авторы не нашли  более нечего о флотилии  ее они решили похоронить .. А заодно и уважаемого исследователя и автора и не побоюсь этого слова моего учителя  Ивана Ивановича Черникова прополоснули  обвенив его в лжесвидетельстве.


Приведу на суд читателей  некоторые  эпизоды  боевой  деятельности  флотилии  и  гарнизона Ковенской крепости: 

Конец 08.1914 г. - в Ковно прибыл 2 отдельный батальон гвардейского экипажа (кап.1 ранга князь Ширинский-Шахматов) для операций на реке, минирования, блокады р.Неман от действий немцев. 

Приказ Командующего 1 арм. от 28.09.1914  № 152
По донесению командира 2-го отдельного батальона ГЭ, представленному комендантом Ковенской крепости крестьяне Ковенской губ. Ст.Миклюс и Фр.Василевский и крестьянин Сувалкской губ. И.Адрунайтис по собственной инициативе исправили и привели в г. Ковно отнесенный течением к имению Илгово пароход «Пегас», поврежденный у м.Средники во время боев в конце августа с.г.
На основании ст.415 п.2 лит. Б Положения о полевом управлении войск крестьяне Миклюс, Василевский и Адрунайтис награждаются мною малыми серебрянными медалями с надписью «за усердие» на Станиславской ленте. По донесению командира 2-го отдельного батальона ГЭ, представленному мне комендантом Ковенской крепости лоцмана пароходов «Ковна», «Венера», «Рекорд», «Планета», «Курьер» и «Ярославна»: штурман дальнего плавания Г. Кольц, Ст. Чепурно, Г. Шиманский, И. Левандовский, М. Батуро и А.Вирикас и их помощники: М. Скучас, А. Жинтель, Б. Рубинский и В.Левицкий бывшие в экспедиции 2 сентября с.г. в м. Средники при заграждении фарватера р. Немана под неприятельским артиллерийским и ружейным огнем, смело и хладнокровно исполняли обязанности, получая указания от офицеров 2-го отдельного батальона ГЭ.
На основании ст. 415 п. 2 лит. Б Положения о полевом управлении войск лоцмана и их помощники мною награждаются Георгиевские медалями 4 степени.

Готовясь к отражению нападения в штабе Ковенской крепости решено оборудовать и вооружить колесные речные пароходы "Ярославнa"  и "Венерa". Их команды сменены военными. Оборудование вели специалисты Ижорского завода С.Петербурга. 04.12.1914 г. работы закончены. Борта несли бронелисты, ими покрыты казематы носовой, средней и кормовой части, рубки. Установлены 4 станка 57 мм и 4 бронещита. Первый выход  "Ярославнa" 13.05.1915 г. вниз и разогнала конный разъезд немцев. Затем помогают пехоте и казакам огнем. 15.06.1915 г. добавился "Kнязь Гедимин". Начинают минирование реки вниз до Юрбаркаса. 03.08.1915 г.у пристани Ковно арт.огнем утоплены "Перкунас", "Maрс", "Koмета", "Экспресс", "Бирута", "Вентис". Команда сняла пушки с "Ярославнa" и покинула пароход. Тут же брошена и "Венерa". При отходе русских возили живую силу и раненых с левого берега. 12 судов утоплено на Немане от Илгува до Вилькия (25 км ниже Ковно). 04.08.1915 г. командир герм. резервного АК ген. Linzman, на реке на правом берегу в центре Ковно у храма Кармелитов в 200 м от берега увидел пароход, приказав солдатам переправиться и уничтожить - выполнено. К взятию крепости немцы уничтожили большую часть судов, до 10 стали их трофеи. 

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.