fong1975

Category:

Lietuvos laivininkystės bendrovės - Lietuvos garlaivių bendrovė - Lietuvos Baltijos Lloydas (конец)

Когда-то в далеком 2017 году   я  коснулся  в своих исследованиях вопроса по истории государственной Литовской судоходной компании  позже сменившей  имя на Литовское пароходство а после  обледенения  морской  и речной части получившей замысловатое название — Литовский Балтийский Ллойд.

Много реки утекло... Вскрылись  мои  и коллеги Романа Лапшина ошибки... Появилась новая информация.  А  еще этот  немец Отто Янке  полюбивший называть все свои пароходы  одним именем  а потом  их скопом продавший.... 

И так  — представляю Вам разбор технической части — судовой  состав.  Это пока все что удалось найти — работа продолжается. 

Помимо судов управления шоссейных и водных путей Литовской республики формально государству принадлежали и суда созданной в 1919 году «Литовской судоходной компании» (Lietuvos laivininkystės bendrovės) созданной и находящейся в ведении Министерством транспорта Литовской республики. В 1926 году компания была переименована в «Литовское пароходство» (Lietuvos garlaivių bendrovė).

В 1936 году правительство Литовской республики решило объединить морскую и речную судоходные компании преобразовав их в аукционное общество «Литовский Балтийский Ллойд» (Lietuvos Baltijos Lloydas). Компания была учреждена 21 декабря 1936 года с уставным капиталом в 2 миллиона лит. Главным учредителем компании была Литовская республика. Головной офис компании был расположен по адресу: Каунас, Лайсвес аллея дом № 26.

По состоянию на начало 1941 года у компании числилось 32 речных судна, (4 парохода, 7 моторных судов и 21 байдак).[1]

На 1941 год в строю пароходы  «Rambynas», «Lietuvaitė», «Aušra». ??? Литовские данные   пока под сомнением.

Пароходы (Garlaivis):

«РАМБУНАС» (Rambynas) 

1912 г. заложен Южно-Русский машиностроительный з-д.Киев.

1915 г. 230 т. / 100 грт. 42,86 х 5,84 / 11,55 х 0,58 / 0,97 м. (141 - 19,2 / 38 - 1,9 / 3,2 фут.). 1 ВДР 180 л.с.8 чел.

На 1920 г. 47 х 5,85 х 0,60 м. Грузоподемность 48000 кг. Вместимость - 800 пассажиров.

1931 г. 64 грт. 45,3 х 5,82 / ? х 0,65 / 0,95 м. 1 ВДР 185 л.с. 11 км/ч. 400 пассажиров.

железный колёсный однопалубный одномачтовый грузопассажирский пароход РЕКОРД. 1913 г. спуск и сдан хозяину. Владелец Торговый дом «Братья Тильманс и К.». Ковна. Нач. 05.1914 г. начал работу на р. Неман. № МПС ? После нач. 1 МВ, 20.07. мобилизован рус. Воен.Вед. для Ковенского крепостного инж.управления .В конце 08.1914 г. сдан во 2 отдельн.батальон Гвард.экипажа. 02.09.1914 г. в м. Средники при заграждении фарватера р. Неман с другими п/х. действовал под  герм.арт.-руж.огнём. 05.08.1915 г., после ухода рус.войск взят в Ковна герм.войсками повреждённым и затем уведен в Königsberg на ремонт. После него, с 1916 г. как герм. RЕINHOLD II на перевозках на Немане. К 1917 г. сдан FECH, Sba Königsberg. К 11.1918 г. был в Тilzit. К 10.1919 г. владелец O.Janke. Smalleningken. Нач. 03.1920 г. куплен в Memel литовскими властями. 23.03.1920 г. как букс-пасс. п/х. RАМВYNАS зашёл в Каunas. 01.04.1920 г. включен в состав «Литовской судоходной компании» (Lietuvos laivininkystės bendrovės) созданной и находящейся в ведении Министерством транспорта Литовской республики.[2] Против течения вел до 6 барж. С 1924 г. рейсы Каunas - Klaipėda. База Каunas. 1933 г. в аренде у К.Моrkunas. Каunas. 21 декабря 1936 года вместе с компанией перешел в состав аукционное общество «Литовский Балтийский Ллойд» (Lietuvos Baltijos Lloydas). 1937 г. прошёл кап.ремонт. Нач. 10.1940 г. национализирован после вхождения Литвы в СССР. 12.12.1940 г. вошёл как РАМБИНАС в Неманское гос.реч.пароходство НКРФ. В нач.ВОВ, к утру 24.06.1941 г. взят герм.войсками у Каунаса и затем увели в Memel на ремонт. После него, с 10.1941 г. как RАМВYNАS у Reichkommissars Ostland,Treuhandvorwaltung des Generalkommissars Kauen. 13.05.1942 г. сдан Memel-Binnenschiffahrts-Gesellschaft m.b.H. Kauen. 1943 г. у фирмы «Preugshat». Tilsit ходил в том р-не. С 05.1944 г.обслуживал герм.ВМФ. 10.1944 г. сдан Reumeng Transport. Memel. К 03.1945 г. был в Pillau. 18.04.1945 г. погиб тут от налета сов.авиации. Данных о подъеме нет. По данным литовских источников  после 1945 года носил название "М. МЕЛЬНИКАЙТЕ".

«ЛИТХУАНИЯ» (Lithuania)

1912 г.з-д. F.Shenk. Elbing. Германия. стр. № 19. 

верфь 190 т. / 125 грт. / 76 нрт.

На 1920 г. 43,60 х 5,2/9,69 х 0,71 м. Высота 6,45 м. (без мачты и трубы). 2х «Компаунд» 180 инд.с. З-д Клеветер. Данциг. Грузоподемность 3000 пуд. 320 пасс.

На 1931 г. 46,3 х 5,2/9,69 х 0,65 м. Грузоподемность 48 000 кг. 320 пасс.

К 1937 г. 75 грт. 46,7 х 5,31 / 9,65 х 0,65 / 1,25 м. 1 ВДР 180 л.с. В 1931 г. -221 л.с.  407 пасс. К 1937 г. 215 л.с. 12 км/ч. 400 пассажиров.

Стальной колёсный однопалубный одномачтовый грузо-пассажирский пароход REINHOLD. Владелец немец О.Jankе.  Schmalleningken. К нач. и в ходе 1 МВ ходил в герм.части р.Неман. 1917 г. взят как тр. в FECH, Sba Königsberg. Нач.1919 г. сдан владельцу и ходил там же как REINHOLD I. 26.03.1920 года куплен у германского владельца, осмотрен и первым включен в списки пароходства «Литовской судоходной компании» (Lietuvos laivininkystės bendrovės) созданной и находящейся в ведении Министерством транспорта Литовской республики. В 1926 году компания была переименована в «Литовское пароходство» (Lietuvos garlaivių bendrovė) с подчинением Kauno vandena keliu rajonas (Каунасский р-он. водн.сообщения). В 1926 году переименован в LITHUANIA. В том же году продан. 

В 1928 г. как LITHUANIA купил лит. S.Fridland. Vilkija. Придя в Каunas, подчинён Kauno vandena keliu rajonas (Каунасский р-н. водн.сообщений). Рейсы Каunas - Klaipėda. Приписка Kaunas. К 1937 г. как груз.п/х. владелец S.Fridlauskas. Kaunas. К 1940 г.у него же. Нач.10.1940 г., после вхождения Литвы в СССР национализирован. 12.12.1940 г. вошёл в Неманское гос.реч.пароходство НКРФ как ЛИТХУАНИЯ. В нач. ВОВ, к утру 24.06.1941 г. взят у Каунаса герм.войсками и был как LITHUANIA у военных на их рейсах. С 10.1941 г. у Reichkommissars Ostland, Treuhandvorwaltung des Generalkommissars Kauen. Затем у службы водн.путей сообщения. 13.05.1942 г. сдан Memel-Binnenschiffahrts-Gesellschaft m.b.H.Kauen. Сер.07.1944 г. немцы увели в Danzig и подчинён KMD Danzig. 01.1945 г. через Pillau - Swinemünde - Stralsund ушёл в Anklam. В конце 04.1945 г. отсюда с грузо-пасс.п/х. ВАLANDА идут в Demin и утром 27.04. тот взяв на буксир бывш. лит.т/х. UDRA, LАРЕ и баржу RIMGAILА вместе ушли в Rostock. К нач. 05.1945 г. заход в Кiel. Нач. 08.1945 г. уход в Hamburg под англ.контролем. С 15.08.1945 г.тут отстой в англ. зоне оккупации. 1951 г.сдан на слом и затем разобран на металл. 

«ЕГЛЕ» (Egle) 

1880 г.з-д.F.Schichau.Elbing.Германия.стр. № 165

верфь 155 т. / 20,8 грт (1300 пуд.). 34,9 / 35,6 х 3,89 / 7,15 х 0,6 / 0,85 м. 1 ГДР 28 нлс. / 130 л.с. 18 вёрст/ч. Экипаж 5 чел. 40 пассажиров 1 класса. 80 2 класса. 250 3 класса.

К 1906 г.32 грт. (2000 пуд.). 30 1 класса.30 2 класса. 119 3 класса.

К 1914 г.24 грт. (1500 пуд.). 

На 1931 г. 1883 г.п. (Германия). Размерения 40,0 х 3,85/7,0 х ? Высота борта 4,5 м. Грузоподемность  35000 кг. Вместительность - 255 пасс.[3]

железный колёсный однопалубный без мачтовый буксирно-пассажирский пароход БИРУТА. Владелец рус. Р.Семашкo. Koвна. Придя после постройки на р.Неман, № МПС 33. Рейсы Ковна - Юрбург. 1893 г.с торгов купил Е.Готкевич. 1898 г. продан И.Я.Камбер. Россиены. Линия та же. 1904 г. прошёл кап.ремонт корпуса. 1906 г. прошёл кап.ремонт ПМ. 1911 г. владельцы - наследники И.Я. Камбер. У них к 1914 г. № МПС 3751. Рейсы Олита - Юрбург. Сразу после нач.МВ рус. Воен.Вед не взят. К 16.09.1914 г.призван по военно-судовой повинности и подчинён 2 отдельн.батальону Гвард.экипажа. В ночь на 04.08.1915 г.в Ковна сожжён и утоплен чинами отдельн.мор.батальона перед уходом рус.войск из крепости. 09.1915 г. поднят герм. саперами и увели в Memel на ремонт. После него, как герм.GALLWITZ ходил на Немане. К 1917 г. подчинён FECH, Sba Königsberg. К 11.1918 г. был в Memel. К 10.1919 г. подчинён Schiffahrtsabteilung (S.A.). 01.04.1920 г. продан литовск.властям и включен в состав «Литовской судоходной компании» (Lietuvos laivininkystės bendrovės) созданной и находящейся в ведении Министерством транспорта Литовской республики. В 1921 кап.ремонт со сменой ПК. и удлинением корпуса. С 1923 г.в работе как ЕGLE. Рег. № 1. Рейсы Каunas - Smalininkai. База Каunas. В 1926 году компания была переименована в «Литовское пароходство» (Lietuvos garlaivių bendrovė) с подчинением Kauno vandena keliu rajonas (Каунасский р-он. водн.сообщения). К 1934 г.был в аренде у К.Моrkunaas. 21 декабря 1936 года вместе с компанией перешел в состав аукционное общество «Литовский Балтийский Ллойд» (Lietuvos Baltijos Lloydas). На 1937 г. стоял в ремонте. После него в работе. К 1940 г. владелец тот же. Нач.10.1940 г. национализирован после вхождения Литвы в СССР 12.12.1940 г. вошёл в Неманское гос.реч.пароходство НКРФ как ЭГЛЕ. В нач. ВОВ, к утру 24.06.1941 г. взят герм.войсками у Каунаса и позднее ходил в том р-не. под герм.контролем как ЕGLE. 05.1944 г. увели в Garten (Гродно) и стал GUSTAV. К нач. 07.1944 г. вернули в Kauen и вскоре ушёл в Memel. К сер.11.1944 г. герм.войска увели в Königsberg. По имеющимся данным погиб там в конце 02.1945 г. от бомб при авианалёте сов. бомбардировщиков. 

«ГУЛБЕ» (Gulbė) 

30 брт. Размерения ? х ? х 1,60 м. ПМ 120 л.с. 16 км/час. 140 пасс. Мог буксировать до 2-х барж. 

Куплен в 1926 году. К 1930 году был продан. На 1932 год в литовских списках не числится. Gulbė (лит) – лебедь.

Самоходные баржи (типа «Ūdra») 1 единица:

«УДРА» (Udra) 1939/40 гг. Ališausko lentpjūvėje išdygo laivų statykla (Kriūkai), Литва. Размерения 40 х 6.5 х 2 м. 2 трех цилиндровых мотора, по 75 л.с. Скорость 12 км/час, 8 км/час (против течения), 15 км/час по течению. Дальность хода 750 км. Грузоподемность 200 т. 2 трюма - один в 250 куб.метров для транспортировки габаритных товаров, 2-йв 45 куб.м. ледник для масла. Стоимость - 130 тыс. литов. Экипаж 3 чел.

Самоходная металлическая баржа.  Построена по заказу АО «Lietuvos Baltijos Lloydas». В 1940 году продана судоходной компании „C. L. Bieber“ и переименована в HANNELORE.  В конце 04.1945 г. отсюда с грузо-пасс.п/х. ВАLANDА и LITHUANIA идут в Demin и утром 27.04. тот взяв на буксир бывш. лит.т/х. UDRA, бук LАРЕ и баржу RIMGAILА вместе ушли в Rostock. К нач. 05.1945 г. заход в Кiel. Нач. 08.1945 г. уход в Hamburg под англ.контролем. С 15.08.1945 г.тут отстой в англ. зоне оккупации. Udra – выдра. 

Самоходные баржи (Постройки верфи в Kriūkai) – 6 единиц: 

«АУКСЕ» (Auksė) 600 т. Металлическая баржа с деревянным днищем. Начата постройка в августе 1938 г. Верфь Ališausko lentpjūvėje išdygo laivų statykla (Kriūkai) Литва. Построена по заказу АО «Lietuvos Baltijos Lloydas». Стоимость строительства составляла около 80 000 лит.

«ДЖУГЕ» (Džiugė) 600 т. Металлическая баржа с деревянным днищем. Начата постройка в августе 1938 г. Верфь Ališausko lentpjūvėje išdygo laivų statykla (Kriūkai) Литва. Построена по заказу АО «Lietuvos Baltijos Lloydas». Стоимость строительства составляла около 80 000 лит.

«ИРВЕ» (Irvė) 600 т. Металлическая баржа с деревянным днищем. Начата постройка в августе 1938 г. Верфь Ališausko lentpjūvėje išdygo laivų statykla (Kriūkai) Литва. Построена по заказу АО «Lietuvos Baltijos Lloydas». Стоимость строительства составляла около 80 000 лит.

«КАНТЕ» (Kanta) 600 т. Металлическая баржа с деревянным днищем. Начата постройка в августе 1938 г. Верфь Ališausko lentpjūvėje išdygo laivų statykla (Kriūkai) Литва. Построена по заказу АО «Lietuvos Baltijos Lloydas». Стоимость строительства составляла около 80 000 лит.

«ПАЯУТА» (Pajauta) 600 т. Металлическая баржа с деревянным днищем. Начата постройка в августе 1938 г. Верфь Ališausko lentpjūvėje išdygo laivų statykla (Kriūkai) Литва. Построена по заказу АО «Lietuvos Baltijos Lloydas». Стоимость строительства составляла около 80 000 лит.

«РИМГАЙЛЕ» (Rimgailė) 600 т. Металлическая баржа с деревянным днищем. Начата постройка в августе 1938 г. Верфь Ališausko lentpjūvėje išdygo laivų statykla (Kriūkai) Литва. Построена по заказу АО «Lietuvos Baltijos Lloydas». Стоимость строительства составляла около 80 000 лит. В конце 04.1945 г. отсюда с грузо-пасс.п/х. ВАLANDА и LITHUANIA идут в Demin и утром 27.04. тот взяв на буксир бывш. лит.т/х. UDRA, бук LАРЕ и баржу RIMGAILА вместе ушли в Rostock. К нач. 05.1945 г. заход в Кiel. Нач. 08.1945 г. уход в Hamburg под англ.контролем. С 15.08.1945 г.тут отстой в англ. зоне оккупации.

Самоходные баржи (Разнотипные) – 5 единиц:

«БЕБРАС» (Bebras)

1930 г.п. 17,5 х 5,04 х 1,1 м. 75 л.с.

Самоходная баржа. Куплена за границей в 1936 году. Принадлежала АО «Lietuvos Baltijos Lloydas». Продана к 1940 году.

08.1940 г включен в состав НГРП (Неманского государственного речного пароходства) НКРФ. 06.1941 года захвачен в Каунасе немцами. 

«БИРШТОНАС» (Birštonas)

Самоходная баржа. Куплена за границей в 1936 году. Принадлежала АО «Lietuvos Baltijos Lloydas».

Около 1939 г. продана Моисею Ратблату, Каунас. 08.1940 г включен в состав НГРП (Неманского государственного речного пароходства) НКРФ. 06.1941 года захвачен в Каунасе немцами. 10.1941 г. Включен в состав Treuhandverwaltung des Generalkommissars Kauen (Reihskommissariat Ostland). C 05.1942 года в чартере у MBG, Kauen. 03.1945 г. в Кенигсберг (Германия).

«КАУНЕ» (Kiaunė)

Самоходная баржа. Куплена за границей в 1936 году. Продана к 1941 году.

«МЕРКУС» (Merkys)

1304 л.с. 18,98 х 3,9 х ? м. 

Самоходная баржа. Куплена за границей в 1936 году. Принадлежала АО «Lietuvos Baltijos Lloydas». Около 1939 г. продана Моисею Ратблату, Каунас. 08.1940 г включен в состав НГРП (Неманского государственного речного пароходства) НКРФ. 06.1941 года захвачен в Каунасе немцами. 10.1941 г. Включен в состав Treuhandverwaltung des Generalkommissars Kauen (Reihskommissariat Ostland). C 05.1942 года в чартере у MBG, Kauen. 03.1945 г. в Кенигсберг (Германия). 

«СЕРНАС» (Šernas) 

Самоходная баржа. Куплена за границей в 1936 году. Продана к 1941 году.

Речные несамоходные баржи:

«ВАНГА» (Vanga) 500 т. 1937 г.п. Верфь Ališausko lentpjūvėje išdygo laivų statykla (Kriūkai) Литва. Используется на р. Неман с 1938 г. Построена по заказу АО «Lietuvos Baltijos Lloydas». Vanga – нива.

«ВАЙРЕ» (Vaire) 500 т. 1937 г.п. Верфь Ališausko lentpjūvėje išdygo laivų statykla (Kriūkai) Литва. Используется на р. Неман с 1938 г. Построена по заказу АО «Lietuvos Baltijos Lloydas». Vaire – руль.

«РАУДЕ» (Raude) 500 т. 1937 г.п. Верфь Ališausko lentpjūvėje išdygo laivų statykla (Kriūkai) Литва. Используется на р. Неман c 1938 г. Построена по заказу АО «Lietuvos Baltijos Lloydas».  Raude – красноперка.

Буксиры (Motorlaivis):

«ВИЛКАС» (Vilkas) 1938/39 г.п. Kaunas (Šančiuose), Литва. Размерения 14,0 х 4,2 х 0,9 м. Бензиновый двигатель мощьностью 110 л.с..

Моторный однопалубный одномачтовый буксирный катер. Построен по заказу АО «Lietuvos Baltijos Lloydas». В 1940 году продан судоходной компании „C. L. Bieber“ и переименован в WOTAN

«ЛАПЕ» (Lapė) 1938/39 г.п. Kaunas (Šančiuose), Литва. Размерения 18,92 х 3, 90 х 0,9 м. Бензиновый двигатель мощьностью 150 л.с. 

Моторный однопалубный одномачтовый буксирный катер. Построен по заказу АО «Lietuvos Baltijos Lloydas». 08.1940 г включен в состав НГРП (Неманского государственного речного пароходства) НКРФ. 06.1941 года захвачен в Каунасе немцами. 10.1941 г. Включен в состав Treuhandverwaltung des Generalkommissars Kauen (Reihskommissariat Ostland). C 05.1942 года в чартере у MBG, Kauen. В конце 04.1945 г. отсюда с грузо-пасс.п/х. ВАLANDА и LITHUANIA идут в Demin и утром 27.04. взяв на буксир бывш. лит.т/х. UDRA, бук LАРЕ и баржу RIMGAILА вместе ушли в Rostock. К нач. 05.1945 г. заход в Кiel. Нач. 08.1945 г. уход в Hamburg под англ.контролем. С 15.08.1945 г.тут отстой в англ. зоне оккупации. Lapė – лиса.

[1] Ištrauka iš sąrašo nacionalizuotų laivų 1941 m. LCVA f-1059, ap. 5 b. 22. l. 2 a,b.

[2] LCVA f-1059, ap.1 b. 38. l. 9a.b.

[3] LCVA f-1059, ap. 1. b. 264. l. 10 a.

Литовские суда в Гамбурге. 1946г.
Литовские суда в Гамбурге. 1946г.

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.