fong1975

Categories:

Красиво пишут.... История

Всего несколько небольших  заметок в периодике 

газета Сегодня от 03.10.1926 

газета Сегодня от 24.05.1931 — а какая история. 

«ЭРГЛИС» (Erglis) 1926–1940 

1926 г. Åbo Båtvarf Ab. Турку Финляндия.

14 х 3,14 х ? м. Корпус – дерево. 1 ДВС «Van Blerck» нефть/бензин (8 цил) 150 л.с. Скорость хода 16,5 уз. 1 лег. пушка, 2 пулемета. Экипаж 5 чел.

Деревянный моторный катер. 05.07.1924 года принято решение о необходимости преобретения для морской таможенной службы моторной лодки вооруженной пулеметом и прожектором на что из бюждета выделено 1 млн.латв. рублей. 31 января 1925 года совещение в таможенном департаменте о преобретении моторного деревянного катера по типу финских таможенных катеров постройки верфи «Åbo Båtvarf»[1]. Предполагаемая цена заказа 46 000 Ls. Готовность 5 месяцев, 17 узлов, 1 пулемет, прожектор, 6 человек.

Построен весной-летом 1926 г. за 50.750 Ls в Финляндии по заказу Латвийского правительства передан в подчинение Таможенного департамента (Muitas departament) Министерства финансов Латвии в качестве «моторного крейсера». 1 июня 1926 года начата приемка латвийской стороной. 01.10.1926 года при переходе из Або (Финляндия) в Ригу потерпел аварию в двигателе и под парусами вынужден был зайти для ремонта в Айнажи. Переведен на буксире буксира KAJA в Ригу где проведены исправления двигателя. 22.10.1926 года приказ на вооружение катера 2 пулеметами и 6 винтовками и назначен экипаж 4 человека. 18.11.1926 года моторы испытаны комиссией – работали исправно. 26 ноября 1926 года приказом № 472 начальника Таможенного департамента включен в списки судов таможенного департамента с подчинением Лиепайскому району как ERGLIS. 08.12.1926 года назначен капитан старшей инспектор Лиепайской налоговой канцелярии Мартиньш Киршфэлдс. 01.01.1927 года отправлен для прохождения ремонта двигателя в Мастерские Лиепайского военного порта, но в виду появления льда в Рижском заливе отправлен в Лиепаю по железной дороге. 17 января 1927 года выведен буксиром (таможенным пароходом) LIGO к Болдерае для испытаний комиссией. Испытания признаны неудовлетворительными в виду плохой работы двигателя. Общая стоимость катера с учетом ремонтных работ и переделок составила 50750 ls. 01.02.1927 года портом приписки катера избрана Рига. 04.02.1927 года материалы в отношении лиц ответственных за заказ, постройку и прием катера переданы в прокуратуру, а в их отношении начаты следственные действия (Впоследствии будут осуждены к возмещению государству 50 000 Ls). 14.02.1927 года ответственному за покупку катера E. Dunduram приказом министра финансов обьявлен выговор. 4.03.1927 г катер поднят на стенку верфи Рижского биржевого комитета в Болдерае для полного осмотра и освидетельствования для передачи притензий фирме строителю. 

09.03.1927 г. запланирована передача катера от Министерства финансов морскому департаменту. 09.04.1927 года спущен на воду и переведен в Андреевский порт где назначены повторные испытания. 8.05.1927 года передан для производства ремонта мастерской Морского департамента на острове Пелду. Принято решение о перестройке мотора с нефтяного топлива на бензин. После окончания ремонта 12.08.1927 года выведен для пробного 1,5 часового перехода. Из-за сбоев в роботе мотора вынужден вернуться в мастерские. 15.08.1927 года совершил часовой переход вверх по З.Двине. Стоимость ремонта мотора в мастерских Морского департамента составила 350 Ls. 24.08.1927 года совершил первый выход в залив. 10.09.1927г совершил переход из Вентспилса в Лиепаю для установки в мастерских военного порта вооружения (1 пул). 21.09.1927 года назначена команда. Базировался на Андреевский порт г. Рига. 27.10.1927 года совершил переход по маршруту Рига-Вентспилс-Лиепая. 05.08.1928 г в мастерских Лиепайского военного порта установлена динамомашина, освещение и прожектор. 08.09. 1928 года в море около Вентспилса задержал моторную лодку контробандистов BETA и доставил ее в порт. 28.10.1928 года осмотрен комиссией для оценки и выставления на торги по продаже. 

26.09.1929 года куплен Таможенным департаментом для осмотра судов в Рижском порту[2].

9 августа 1930 года заключен договор с мастерской техника Грилвинша (Grihwiņšc) на ремонт моторного катера, который продлился полтора месяца и обошелся казне в 1000 Ls.

10 января 1931 года кабинет Министров Латвии утвердил решение министерства финансов о выводе из эксплуатации и безвозмездной передаче катера от Министерства финансов Военному министерству[3]. После ремонта в мастерских Liepājas kara ostas с заменого двигателя передан в подчинение Дивизиону морской авиации  для обслуживания полетов гидропланов. Приписана к Лиепае. Привлекался пограничниками. 31 декабря 1931 года в связи с замерзанием рижского порта планировалась отправка по железной дороге в Лиепаю. В ночь с 10 на 11 июня 1936 года запутался в сетях, выставленных вблизи у берега рыбацкими моторными лодками «Delfins» и №55. По суду освобожден от возмещения ущерба.

Зимой 1936 г. переименован в LIDAKA (по некоторым данным назван в честь командира этой эскадрильи А. Лидака). Вместе с гидросамолетами подчинен 8 эскадрильи авиаполка Технической дивизии Латвийской армии. 9 января 1937 года поврежден штормом в порту Лиепаи. 1.06.1937г. обеспечивал заход в Лиепаю советского ЛК «Марат». 19.06.1937 г. спас в море у Лиепаи двух пилотов с упавшего в море во время учебного полета гидросамолета. После вхождения Латвии в состав СССР Приказом народного комиссара военно-морского флота № 00208 от 18.08.1940 г. включен в состав советского ВМФ как посыльное судно ЛИДАКА. Вошел в состав плавсредств ОВР Лиепайской ВМБ. По некоторым данным погиб 26.06.1941 г. у Виндавы (атака германских ТКА по судам на рейде или от авиации). Lidaka - щука. Других сведений нет.

[1] Latvijas Sargs, Nr.27 (04.02.1925)

[2] Strādnieku Avīze №139. (06.26.1929).

[3] Muitas Darbinieks, Nr.1 (01.06.1931)

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.