Красиво пишут.... История
Всего несколько небольших заметок в периодике
газета Сегодня от 03.10.1926

газета Сегодня от 24.05.1931 — а какая история.

«ЭРГЛИС» (Erglis) 1926–1940
1926 г. Åbo Båtvarf Ab. Турку Финляндия.
14 х 3,14 х ? м. Корпус – дерево. 1 ДВС «Van Blerck» нефть/бензин (8 цил) 150 л.с. Скорость хода 16,5 уз. 1 лег. пушка, 2 пулемета. Экипаж 5 чел.
Деревянный моторный катер. 05.07.1924 года принято решение о необходимости преобретения для морской таможенной службы моторной лодки вооруженной пулеметом и прожектором на что из бюждета выделено 1 млн.латв. рублей. 31 января 1925 года совещение в таможенном департаменте о преобретении моторного деревянного катера по типу финских таможенных катеров постройки верфи «Åbo Båtvarf»[1]. Предполагаемая цена заказа 46 000 Ls. Готовность 5 месяцев, 17 узлов, 1 пулемет, прожектор, 6 человек.
Построен весной-летом 1926 г. за 50.750 Ls в Финляндии по заказу Латвийского правительства передан в подчинение Таможенного департамента (Muitas departament) Министерства финансов Латвии в качестве «моторного крейсера». 1 июня 1926 года начата приемка латвийской стороной. 01.10.1926 года при переходе из Або (Финляндия) в Ригу потерпел аварию в двигателе и под парусами вынужден был зайти для ремонта в Айнажи. Переведен на буксире буксира KAJA в Ригу где проведены исправления двигателя. 22.10.1926 года приказ на вооружение катера 2 пулеметами и 6 винтовками и назначен экипаж 4 человека. 18.11.1926 года моторы испытаны комиссией – работали исправно. 26 ноября 1926 года приказом № 472 начальника Таможенного департамента включен в списки судов таможенного департамента с подчинением Лиепайскому району как ERGLIS. 08.12.1926 года назначен капитан старшей инспектор Лиепайской налоговой канцелярии Мартиньш Киршфэлдс. 01.01.1927 года отправлен для прохождения ремонта двигателя в Мастерские Лиепайского военного порта, но в виду появления льда в Рижском заливе отправлен в Лиепаю по железной дороге. 17 января 1927 года выведен буксиром (таможенным пароходом) LIGO к Болдерае для испытаний комиссией. Испытания признаны неудовлетворительными в виду плохой работы двигателя. Общая стоимость катера с учетом ремонтных работ и переделок составила 50750 ls. 01.02.1927 года портом приписки катера избрана Рига. 04.02.1927 года материалы в отношении лиц ответственных за заказ, постройку и прием катера переданы в прокуратуру, а в их отношении начаты следственные действия (Впоследствии будут осуждены к возмещению государству 50 000 Ls). 14.02.1927 года ответственному за покупку катера E. Dunduram приказом министра финансов обьявлен выговор. 4.03.1927 г катер поднят на стенку верфи Рижского биржевого комитета в Болдерае для полного осмотра и освидетельствования для передачи притензий фирме строителю.
09.03.1927 г. запланирована передача катера от Министерства финансов морскому департаменту. 09.04.1927 года спущен на воду и переведен в Андреевский порт где назначены повторные испытания. 8.05.1927 года передан для производства ремонта мастерской Морского департамента на острове Пелду. Принято решение о перестройке мотора с нефтяного топлива на бензин. После окончания ремонта 12.08.1927 года выведен для пробного 1,5 часового перехода. Из-за сбоев в роботе мотора вынужден вернуться в мастерские. 15.08.1927 года совершил часовой переход вверх по З.Двине. Стоимость ремонта мотора в мастерских Морского департамента составила 350 Ls. 24.08.1927 года совершил первый выход в залив. 10.09.1927г совершил переход из Вентспилса в Лиепаю для установки в мастерских военного порта вооружения (1 пул). 21.09.1927 года назначена команда. Базировался на Андреевский порт г. Рига. 27.10.1927 года совершил переход по маршруту Рига-Вентспилс-Лиепая. 05.08.1928 г в мастерских Лиепайского военного порта установлена динамомашина, освещение и прожектор. 08.09. 1928 года в море около Вентспилса задержал моторную лодку контробандистов BETA и доставил ее в порт. 28.10.1928 года осмотрен комиссией для оценки и выставления на торги по продаже.
26.09.1929 года куплен Таможенным департаментом для осмотра судов в Рижском порту[2].
9 августа 1930 года заключен договор с мастерской техника Грилвинша (Grihwiņšc) на ремонт моторного катера, который продлился полтора месяца и обошелся казне в 1000 Ls.
10 января 1931 года кабинет Министров Латвии утвердил решение министерства финансов о выводе из эксплуатации и безвозмездной передаче катера от Министерства финансов Военному министерству[3]. После ремонта в мастерских Liepājas kara ostas с заменого двигателя передан в подчинение Дивизиону морской авиации для обслуживания полетов гидропланов. Приписана к Лиепае. Привлекался пограничниками. 31 декабря 1931 года в связи с замерзанием рижского порта планировалась отправка по железной дороге в Лиепаю. В ночь с 10 на 11 июня 1936 года запутался в сетях, выставленных вблизи у берега рыбацкими моторными лодками «Delfins» и №55. По суду освобожден от возмещения ущерба.
Зимой 1936 г. переименован в LIDAKA (по некоторым данным назван в честь командира этой эскадрильи А. Лидака). Вместе с гидросамолетами подчинен 8 эскадрильи авиаполка Технической дивизии Латвийской армии. 9 января 1937 года поврежден штормом в порту Лиепаи. 1.06.1937г. обеспечивал заход в Лиепаю советского ЛК «Марат». 19.06.1937 г. спас в море у Лиепаи двух пилотов с упавшего в море во время учебного полета гидросамолета. После вхождения Латвии в состав СССР Приказом народного комиссара военно-морского флота № 00208 от 18.08.1940 г. включен в состав советского ВМФ как посыльное судно ЛИДАКА. Вошел в состав плавсредств ОВР Лиепайской ВМБ. По некоторым данным погиб 26.06.1941 г. у Виндавы (атака германских ТКА по судам на рейде или от авиации). Lidaka - щука. Других сведений нет.

[1] Latvijas Sargs, Nr.27 (04.02.1925)
[2] Strādnieku Avīze №139. (06.26.1929).
[3] Muitas Darbinieks, Nr.1 (01.06.1931)