fong1975 (fong1975) wrote,
fong1975
fong1975

Category:

Для одних неудел, для других - находка.

Продолжим повествование про боевые катера  волею судеб оказавшиеся  в руках у контробандистов  и успешно ими использованные:
Катера  компании A/S Maritime Motorbaat-Byggeri & motorverkstaed, Христиания (Осло), Норвегия.
Mootorvahilav схема
Деревянные сторожевые катера из серии СК 25-36. Заказаны Россией 12.1915 г. в Норвегии для БФ. В виду нейтралитета Норвегиии в ПМВ заказывались через торговую фирму кронштадтского купца Н.И. Классен-Смита без вооружения. После постройки корпуса на лихтерах перевезены в Архангельск, откуда внутренними водными путями в Петроград и далее в Гельсингфорс для окончательной доводки и вооружения. К весне 1918 г. стояли в Гельсингфорсе в стадии сдачи и в начале 04.1918 г. перед уходом русских проданы или переданы на хранение шведскому консулу в Гельсингфорсе Крогиусу. К 13.04.1918 г. захвачены немцами, у них числились как «Norwegischen Boote». К осени 1918 г. все 12 штук возвращены Крогиусу. В конце лета 1919 г. переданы представителям СЗА. № 1 готов к началу октября 1919г. № 2,3,4 к 21 октября 1919г начали испытание на мерной миле. Первая попытка проводки катеров из Гельсенфорса в Ревель на буксире сорвалась по причине шторма. №1 и 2 получилои повреждения бортов и поставлены на ремонт в завод «Сокол» в Гельсингфорсе. В первых числах 11.1919 г. перешли из Хельсинки в Таллинн при этом катер №2 потерял ход и штормом был выброшен на береговую отмель у о-ва Кокшхер и позже был снят и приведен в Ревель. Катера составили основу морских сил СЗА генерала Юденича. Базировались на Яхт-клубе (южный волнолом) Купеческой гавани Таллинна. Как №№ 1–4 числились в отряде СКА СЗА. Один катер совершил рейс с неизвестными пассажирами в Хельсинки. В конце 12.1919 г. перешли в ковш Русско-Балтийского завода в Копли (Таллинн) и подняты плавкраном на стенку. Караульная служба продолжалась до начала 02.1920 г., когда СЗА распущена, а катера конфискованы эстонцами и сданы Управлению Государственного имущества. Находились на стенке завода до лета 1923 г. В 07.1923 г. все 4 переданны в Пограничное Управление МВД как пограничные моторные сторожевые суда (Mootorvahilaev) №№ 1–4. Соответствие номеров старым русским и нумерации СЗА неизвестно.
Вот так доставшись эстонцам катера почемуто последними были недооценены как боевые еденицы и вскоре после окончания боевых действий проданы частникам. Последние же оценили их скоростные характеристики  в полной мере.

1916, A/S Maritime Motorbaat-Byggeri & motorverkstaed, Христиания (Осло), Норвегия.
25 т, 20,1 . 3,6 . 1,2 м. Двигатели – 3 американских Стерлинга по 150 л. с. Скорость хода 20 уз. Вооружение:1-47/44 мм, 1х7,62 мм пулемет (русское) 6 мин «Рыбка», 1 пулемет Кольт или MG 08 (белые и эстонцы). Экипаж 8 чел.

Mootorvahilaev № 1 – 07.1923 г. передан в Пограничное Управление МВД как пограничное моторное сторожевое судно. После ремонта осенью 1923 года введен в строй и работал до конца 20-х гг.. Из-за большого расхода топлива и малой экономической эффективности продан и использовался контрабандистами при перевозке спирта в Финляндию.
Photograph (3)
К 1929 г. STANDART (35т., 29,9 брт, 20,1 . 3,6 . 2,0 м, 3 бенз. мотора Sterling по 180 л. с.) приписка Таллинн № 375, владелец И. Олупер (швед кап.К.Маlmberg). Летом – осенью 1930 г. ремонт в Германии со сменой моторов (2 по 300 лс. 8-цилиндровых бензомотора.(20 узлов). С 1930 г. как BOKEN, у того-же владельца под финским флагом. Приписка Таллинн № 453. 1934–1936 гг. ANDROS, приписка Таллинн № 870 владелец А. Тиитус. В 1936 г исключен из регистра – продан на слом или продан за границу? Дальнейшая судьба неизвестна.
ММФ-3209 2004г  спиртовоз  ФРЕЙ зима 1929 года
Mootorvahilaev № 2 – 07.1923 г. передан в Пограничное Управление МВД как пограничное моторное сторожевое судно. После ремонта осенью 1923 года введен в строй и работал до конца 20-х гг..
Mootorvahilaev (№2) в Локсе
Из-за большого расхода топлива и малой экономической эффективности продан и использовался контрабандистами при перевозке спирта в Финляндию. К 1929 г. VARONA, приписка Таллинн № 502, владелец А. Тиитус. (28 брт, 21,4 . 3,2 . 1,8 м. 2 бенз. мотора по 150 л.с Van-Blerck.). В ночь 03.07.1932г. у о.Руссарё в Ботническом зал. после перестрелки захвачен с грузом 720 литров контробандного спирта финским пограничным сторожевым катером «VMV 5». Экипаж 3 человека. До 1940 гг. владелец эст. В.Рукгольм. Приписка Таллинн. Дальнейшая судьба неизвестна.
По другой версии в 1928 г. продан как «ОLА» финск.контрабандистам спирта. С 1931 г. у них как «STERLING».С 1934 г. после удлиления корпуса и смены ДВС как «ALBATROS» (1914 г. A/S Maritim.Kristiania.Норвегия. 38,7 брт. 22,6 - 3,5 - 1,9 м. 2 ДВС «Mercedez-Benz» по 255 л.с.+ 1 «Siemens-Halske» 400 л.с.) у эст.I.Trummar. Приписка Таллин. рег. № 965. 1937-1938 гг. как «HELIOS» владелец I.Anteplon. Приписка Таллин. К 1939 г. как «MUUS» купил I.Hammer. Приписка Таллин. К 06.1940 г. вероятно списан и сдан на слом.
p.s. Возможно речь в данном случае идет  о двух разных катерах.

Mootorvahilaev № 3 – 07.1923 г. передан в Пограничное Управление МВД как пограничное моторное сторожевое судно. После ремонта осенью 1923 года введен в строй и работал до конца 20-х гг..
Mootorvahilav.№3
Из-за большого расхода топлива и малой экономической эффективности продан. Новый владелец эстонец Вахер (I.Vaher) переименован в МАRТА № 1 (Экипаж 6 чел). Приписка Таллин .рег. № 375. Затем у эст. контрабандистов возил спирт в Финляндию. 09.10.1928 у островов Merikarvia захвачена финской морпогранохраной с грузом 810 литров контробандного спирта. На борту также обнаружено стрелковое оружие и гранаты. Экипаж 6 человек. Груз и катер конфискован в пользу Финского государства, а экипаж отпущен. Продан с торгов. К 1929 г. как SERIPHOS (35,6 брт. 22,9 . 3,5 . 1,9 м, 3 бенз. мотора Sterling по 180 л. с. = 540 л.с. 21 узл.) упрежнего владельца. Приписка Таллинн. В ноябре 1931 года владелец судна перевел его под греческий флаг. К 1934 году снова МАRТА № 1. В 1934–37 гг. как VILLY, владелец В. Кённел, приписка Палдиски № 831. 1937 г. исключен из регистра – сдан на слом или продан за границу. Дальнейшая судьба неизвестна.
Mootorvahilaev № 4 – 07.1923 г. передан в Пограничное Управление МВД как пограничное моторное сторожевое судно. После ремонта, осенью 1923 г вошел в строй. Работал до конца 20-х но из-за большого расхода топлива и малой экономической эффективности продан и использовался контрабандистами при перевозке спирта. К 1929 г. STERLING (29,9 брт, 20,1 . 3,6 . 2,0 м, 3 бенз. мотора Sterling по 180 л. с.). Приписка Таллинн № 365, владелец Е. Пихлакас (Е.Pihlakas). В 1930г. приписка Таллинн № 365 владелец В. Рукгольм.
В первом рейсе 14.11.1930 г. в 22.30 у Хяллгрунда (финн. Хайпаллуотто) в темноте задержан стоящим на якоре под флагом Персии (владелец швед Malmberg), десантом в 5 финских пограничников со стор.судна AURA с 20 000 л. контрабандного спирта. В ходе перестрелки 1 контрабандист получил пулю в голову и умер, ранены 2 контробандиста и 1 пограничник. После ареста команды (1 финн, 2 немца и 1 эстонец) уведен в Pietarsaari.
VMV-4 [str]
Конфискован. В июне 1931 года передано таможенным ведомством Финляндии формирующейся морпогранохране для использования в качестве ПСКА в погран. районе Турку. В октябре 1932года передан ВМФ и введен в строй как СКА VMV 4 (Vatio Moottori Vene-сторожевой моторный катер), (20,1 . 3,55 . 1,2м, 2 бенз. мотора Sterling по 180 л. с и 1Van-Blerck 180 л.с. скорость хода 16 узл.). Порт приписки турку. В 1939г из-за неэкономичности продан за 3364 марки частникам в Турку.
Дальнейшая судьба неизвестна (возможно к началу 2МВ сдан на слом).

Кроме эстонской четверки к контробандистам попали и катера от финов из числа оставшихся на верфи.
Tags: maritime, mootorvahilaev, sterling, vmv
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments