fong1975 (fong1975) wrote,
fong1975
fong1975

Categories:

Контрабандист на службе пограничников.

Торпедный катер LM-22 А.А. Гайдук
(Морская кампания №1 2010г.)

После вступления летом 1941 года прибалтийских государств в состав Советского Союза, их вооруженные силы влились в состав советских армии и флота. Подобная обстановка сложилась и с морской пограничной охраной и таможенными службами. Плавсредства указанных ведомств были включены в состав 2-го Балтийского отряда пограничных судов (БОПС) Прибалтийского округа пограничных войск НКВД СССР, размещавшегося на территории создававшегося Прибалтийского военного округа. Среди прочих плавсредств морпогранохраны Латвийской республики, передаваемых советским пограничникам, был патрульный катер «Булта» – бывший германский торпедный катер LM-22.
Попробуем отследить все перипетии судьбы данного судна.
Вскоре после начала Первой мировой войны командование германского флота выработало техническое задание на специальный быстроходный катер, который мог бы строиться в артиллерийском (с одной 37-мм пушкой) или торпедном (с одним кормовым аппаратом и одним пулеметом) варианте. При проектировании рекомендовалось сделать его силуэт возможно более низким.
Учитывая требования к скорости будущих катеров, для них потребовался новый надежный и мощный двигатель. Создать такой «с нуля» за короткий срок оказалось невозможно. Выход из положения был найден приспособлением для этих нужд карбюраторных двигателей фирмы «Майбах», разработанных еще до войны для дирижаблей. От этого, собственно, и родилось обозначение этих катеров: поскольку дирижаблям в германском флоте был присвоен индекс L, то его взяли в качестве первой литеры, а вторую добавили по названию моторов «Майбах»
LMBoot191xTransportJPG
Заказ на первую серию «LM-ботов» в начале 1916 года получили фирмы «Люрсен», «Нагло» и «Эрц». В 1917-1918 гг. они поставили флоту 19 катеров (LM-1 – LM-19), вооруженных одной 450-мм торпедой и одним пулеметом. Все немецкие быстроходные катера были килевыми безреданными. Уступая английским глиссирующим торпедным катерам в скорости, они значительно превосходили их в мореходности и живучести.
12-LM
Осенью 1917 года, взамен затопленных LM-1 и LM-2, фирме «Люрсен» из Вегезака были заказаны еще два катера, получивших обозначения LM-22 и LM-23. Катера имели водоизмещение – 7 т, длина – 16 м, ширина – 2,4 м, осадка – 0,68 м; снабжались тремя шестицилиндровыми авиамоторами «Daimler-Benz» суммарной мощностью 720 л.с. (при 1410 об./мин), имели три винта и два руля типа Торникрофта и развивали скорость до 31,8 уз; экипаж состоял из 7 человек.
LM на патрулировании, 1918 г.
Из-за загруженности верфи и отсутствия двигателей, они не успели войти в строй до капитуляции Германии и окончания мировой войны, и были достроены только в 1919 г. По настоянию представителей союзной контрольной комиссии, катера не получили никакого вооружения и сразу после окончания постройки были поставлены в отстой. 28 декабря 1921 г. LM-22 был продан предпринимателю Бернарду Плаге из Берлина как моторный катер «Бодо» («Вodo»).
По условиям Версальского договора на Германию накладывались жесткие ограничения по кораблям основных классов, что заставило немцев искать лазейки, чтобы воссоздать военный флот. Относительно торпедных катеров в тексте договора ничего не говорилось – они не были ни запрещены, ни разрешены. Создание москитного флота вполне соответствовало бы оборонительной направленности германской военно-морской доктрины того времени. Тем не менее, адмиралы Веймарской республики решили действовать осторожно. Первыми шагами стало приобретение в 1923 г. трех старых торпедных катеров (LM-20, LM-22, LM-23) и организация так называемой «Ганзейской школы яхтсменов» и «Германского спортивного общества открытого моря».
UZS-14 быв. LM-20, UZS-17 быв. LM-23, UZS-15  быв. LM-21, UZS-13 быв. LM-19
Под этими ширмами скрывались курсы технических специалистов. Спустя год при них создали небольшие конструкторские бюро. Уже к 1926 году «школа яхтсменов» имела в строю восемь катеров (все старой постройки), личный состав которых посвящал много времени отработке тактики ночных торпедных ударов, хотя сами аппараты в то время на катерах отсутствовали.
Летом 1923 года «Бодо» был приобретен судоходной фирмой «Navis GmbH», являвшейся ширмой для воссоздаваемого флота. В августе 1925 г. его переименовали в «Рут» («Ruth»), а изношенные двигатели были заменены аналогичными, но новыми, приобретенными в Англии из числа попавших туда из Германии в качестве трофеев. Однако и они вскоре пришли в негодность ввиду малого моторесурса и интенсивного использования катера в учебных целях, поэтому летом 1927 г. катер оснастили тремя бензиновыми моторами «Mercedes-Benz» новой конструкции в 260 л.с. каждый.
16 апреля 1928 г. бывший LM-22 был официально включен в списки военно-морского флота Германии и вошел в состав «Балтийских блокадных сил» в качестве противолодочного катера UZ(S)-14 (аббревиатура означает U-Boot-Zerstörer (Schnell) – истребитель подводных лодок, быстроходный). 14 июня 1930 г. он получил бортовой номер 29, но менее чем через год – 31 марта 1931 г. – был исключен из состава флота и выставлен на продажу.
26 мая 1932 г. в Хольтенау катер, которому к тому времени вернули название «Бодо», с аукциона продали латвийскому гражданину Мартину Греве. Новым владельцем он был приспособлен для контрабанды спирта из Данцига в порты Прибалтики и Финляндии. 8 сентября 1934 г. «Бодо» был задержан в порту Лиепаи латвийскими морскими пограничниками с грузом 750 литров контрабандного спирта. Греве был присужден штраф в 14 000 лат, который так и не был выплачен до его смерти в Данциге летом 1937 г. После этого латвийское правительство востребовало катер за долги.
БОДО 7. oktobris, 1937 буд БУЛТАБОДО буд БУЛТА
19 июля 1937 г. «Бодо» был приведен буксиром «Аустра» из Данцига в Лиепаю и передан на хранение управлению порта, а 27 июля выставлен на продажу на открытом аукционе. С учетом пени, за него была назначена цена в 14 374,13 лат, по всей видимости, оказавшаяся слишком высокой, поскольку покупателей на него не нашлось.
Булта-Бодо
В итоге, 8 октября катер был передан Лиепайско-Айзпутскому погранично-охранному району морской пограничной охраны и переименован в «Булта» («Bulta»). В тот же день буксир «Бартава» перевел его в военные мастерские Лиепайского порта для ремонта. В декабре 1937 – январе 1938 г. в мастерской техника Гривиньша был произведен ремонт, оцененный в 10 000 лат, после чего катер приступил к несению службы. Он интенсивно использовался латвийской морпогранохраной и стал настоящей грозой спиртовозов, поскольку имел большую скорость хода и без особого труда настигал суда контрабандистов.
Булта Латвия.001
19 августа 1940 г., после вступления Латвийской республики в состав Советского Союза, катер был передан советским пограничникам и получил имя «Стрела» (в сущности, это был перевод латышского названия). 28 августа его включили во 2-й дивизион 2-го Балтийского отряда пограничных судов Прибалтийского округа пограничных войск НКВД СССР. В самом начале Великой Отечественной войны, 24 июня 1941 г., находившийся в отстое на территории завода «Тосмаре» в Лиепае катер был захвачен немцами. Дальнейшую его судьбу, к сожалению, установить пока не удалось.
Tags: bulta, lm-22, Вodo, морпогранохрана
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments