fong1975

Categories:

Не только ПАРТИЗАНАСом единым?

Литовский  флот. Его нет в справочниках  Jane_s Fighting Ships  да и Шведе  его упустил.  Но ведь он был. 

Но сегодня речь не о флоте. И даже не о морской пограничной охране  имевшей собственные плавсредства. Сегодня  речь пойдет о саперных б-нах литовской армии. Точней  о единственном — 6-м. Располагался бат-н  в  литовском городке Шачяй. Штат батальона примерно соответствовал саперному б-ну немецкой армии.

В его составе два было моторных катера  и 14  понтонов.

Катера 

«ПИОНЕРИУС» (Pionierius) 15 т. 6,00 х 1,70 х 0,32 м. 24 л.с. 12 км/ч.

«ПОНТОНЕРИС» (Pantoneris) 15 т. 6,10 х 1,75 х 0.50 м. 50 л.с. 12 км/ч. 

представляли собой типовой  германский саперный понтон времен ПМВ с установленным на него ДВС  и дополнительно оборудованный рулевым устройством и прожектором.

Моторная лодка Pionierius
Моторная лодка Pionierius

частью такими же а частью  близкими по типу были и 6 несамоходных понтонов доставшихся литовцам из германских (Мостовое имущество  типа A — Brueckengeraet  A) и российских трофеев (Понтонный парк системы полковника Томиловского).

Учения 6-го саперного б-на.
Учения 6-го саперного б-на.

В 1932 году  литовские военные озаботились пополнением  изношенного понтонного парка и на верфи Schiff wert Memel-Lindenau & Cie  в Клайпеде заказали постройку 8-ми новых понтонов. При строительстве они получили строительные №№55 – 62.

понтоны постройки верфи верфи Schiff wert Memel-Lindenau & Cie на испытиниях
понтоны постройки верфи верфи Schiff wert Memel-Lindenau & Cie на испытиниях

При проектировании и строительстве новых понтонов за основу  была взята  все та же немецкая конструкция проверенная временем и  отлично зарекомендовавших себя в ходе  Мировой войны.

Немецкие саперы подгоняют понтоны для постройки наплавного моста через Вислу.
Немецкие саперы подгоняют понтоны для постройки наплавного моста через Вислу.
Германские понтонны на Даугаве в районе Риги. 1917 год.
Германские понтонны на Даугаве в районе Риги. 1917 год.

Характеристики новых плавсредств: водоизмещение 8 тонн 8,01 х 1,62 х 0,7м. На четырех из восьми понтонов было установлено по 1 ДВС мощностью 12 л/с. Это было сделано для возможности самостоятельного хода так как по штатам  понтоны были разбиты на пары. Кроме того были проведены  испытания   по оборудованию из пар устойчивых платформ (способ широко применявшийся в Мировую войну) для перевозки авто техники и крупногабаритных грузов. 

Для понимания вопроса  стоит дополнить данный рассказ  описанием прародителя (взято тут http://army.armor.kiev.ua/engenear/nem-pontony-b.shtml) :

Мостовое имущество  типа A  (Brueckengeraet  A).   

Понтонный мост из         мостового комплекта А. По мосту движется конная         повозка с досками настила. На корме двух ближних         понтонов видны забортные моторы.
Понтонный мост из мостового комплекта А. По мосту движется конная повозка с досками настила. На корме двух ближних понтонов видны забортные моторы.

Комплект использовался  в Первую Мировую войну. Понтоны перевозились на конных повозках Pf 9,  а рамные опоры на на конных повозках Pf 8. Однако, повозки можно было буксировать тракторами, а   позднее и автомобилями. В Вермахте колеса повозок были заменены на автомобильные.         

На снимке слева: понтонный мост из  мостового комплекта А. По мосту движется конная   повозка с досками настила. На корме двух ближних         понтонов видны забортные моторы. 

Из комплекта мог наводиться мост грузоподъемностью 7 тонн и длиной до 75 метров и  шириной проезжей части 3.5 метра.

Или же, из комплекта понтонов, прогонов и настила  возможно было собрать:
        *13 перевозных паромов грузоподъемностью 3 тонны, или
        *13 перевозных паромов грузоподъемностью 4 тонны, или
        *8 перевозных паромов грузоподъемностью 7 тонн.

Передвижение паромов на воде  осуществлялось в период Первой мировой войны только с помощью весел. В начале тридцатых годов  некоторые комплекты стали оснащаться забортными  моторами типа B&G-V.

7-тонный паром из комплекта мостового имущества А с загруженным на него  бронеавтомобилем Adler Standart 6. Река Одер, лето 1930  года. 3-й саперный батальон.
7-тонный паром из комплекта мостового имущества А с загруженным на него бронеавтомобилем Adler Standart 6. Река Одер, лето 1930 года. 3-й саперный батальон.

В комплект  мостового имущества А входили:
        *26 деревянных понтонов длиной 8 метров, шириной 1.5м. и высотой 85см. Нос и корма были приподняты на 25 см. и заострены как у судов. Вес понтона 532кг.
        *8 деревянных рамных опор, состоявших из двух стоек и насадки между ними. Высота опоры 4.5 метра. Вес примерно 200 кг.
        *8 береговых лежней, каждый длиной 4.1м. и весом 40 кг.
        *56 прогонов, соединяющих береговые лежни с  рамными опорами. Это брусья длиной 4.75м и сечение 10 на 15 см. Вес прогона 45 кг.
        *140 прогонов, соединяющих понтоны между собой. Длина каждого прогона 6.1.м. Это брусья сечением 10 на 15 см. Вес прогона 50 кг.
        *630 досок настила. Каждая доска имела длину 3.75 и сечение 26 на 3.5см.

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.