fong1975

Categories:

Понтонный парк литовского саперного бат-на. Разбираемся что от куда.

Тема  плавсредст саперного бат-на литовской армии как всегда оказалась немного шире  чем казалось на первый взгляд. Тот «компот» который там собрался заставляет  попытаться идентифицировать  что-чье. 

https://fong1975.livejournal.com/30885.html 

И так имеем  фото:  

Литовская  армия  до 1932 года  пользовалась трофейным понтонным имуществом. Из этого следует что — 

Известно что германская  армия имела  на вооружении во время первой мировой войны несколько типов понтонов. 

1 Кавалерийский комплект мостового имущества - kavalerie Brükengerät

2 Мостовое имущество  типа A — Brueckengeraet  A

Разница в конструкции заметна не вооруженным взглядом.

В российской же  армии кроме парусиновых понтонов  был всего один тип 

Россия переправе через р.Стырь. 8 июня 1915 года.
Россия переправе через р.Стырь. 8 июня 1915 года.

и его конструкция  заметно отличается от  германских. 

Изучив и сличив  фотоматериалы можно заметить что катера «ПИОНЕРИУС» (Pionierius) и «ПОНТОНЕРИС» (Pantoneris)  переоборудованы из германских понтонов  (1-го) типа —Кавалерийский комплект мостового имущества — kavalerie Brükengerät . На плавсредстве незначительно переделана носовая часть (нарощен фальшборт) и я не  удивлюсь если на втором  катере  фотографии которого мы не имеем  этого улучшения и вовсе нет. Установлен ДВС  и руль. 

Но  тут  кроится и загадка. Комплект включал в сябя четыре полулодки — Halbboot. Длина полулодки 3.44м.,  ширина 1.58м., высота по борту 0.615м. Общий  вес полулодки 155 кг. Ее то собственно и видно на фото. Но почему литовцы дают характеристики для «ПИОНЕРИУС» (Pionierius) 15 т. 6,00 х 1,70 х 0,32 м.  и «ПОНТОНЕРИС» (Pantoneris) 15 т. 6,10 х 1,75 х 0.50 м. Называя их при этом однотипными. 

На фото с литовскими саперами четко видно что моторная лодка короткая не более 4-х метров  и имеет  транцевую доску. 

При этом  по характеристикам получается что  литовцы использовали  полную лодку — Ganzboot. Но на фото незаметно перегородки?

Или  литовцы взяв за основу Halbboot немного удлинив и наверняка усилив под установку мотора корпус. Либо же  им  достались уже готовые понтоны неизвестного происхождения близкие по типу к описываемым. 


Понтоны на заглавной фотографии под условными номерами 2, 3, 4 это явно понтоны из российского понтонного парка —Понтонный парк системы Томиловского .  При этом  понтоны  под цифрами 2 и 3  комплект из носового и среднего полупонтона Понтонного парка системы Томиловского

Носовой и средний полупонтон Понтонного парка системы Томиловского
Носовой и средний полупонтон Понтонного парка системы Томиловского
Носовой  полупонтон Понтонного парка системы Томиловского
Носовой полупонтон Понтонного парка системы Томиловского

Полупонтоны изготавливались из железа и имелись двух видов: носовые, с  приподнятой суженной передней частью, и средние, со всеми отвесными  стенками.

Носовой полупонтон:
- длина – 429,26 см (14΄1˝);
- ширина – 189,65 см (6΄2,2/3˝);
- высота не считая полозьев – 73,66 см (2΄5˝).
Средний полупонтон:
- длина – 349,25 см (11΄5,5˝);
- ширина – 189,65 см (6΄2,2/3˝);
- высота не считая полозьев – 73,66 см (2΄5˝).


Ну  а понтоны  постройки 1932 года  явно навеяны  германским  понтоном из комплекта — Мостовое имущество  типа A — Brueckengeraet  A.

Наверняка не лишним  будет  воспользоваться любезностью коллег  давших наводку на  интересный документ D.V.352. Feld-Pionierdienst aller Waffen (F.Pi.D.). München. 1912.  и дать характеристики плавсредств кавалерийского комплекта:

Полулодка имеет  каркас из металлических шпангоутов, изготовленных из   низкоуглеродистой стали. Обшивка из оцинкованной жести толщиной 0.6мм.   К днищу лодки изнутри приклепаны пять днищевых   досок, а снаружи   три предохранительные рейки.
    Верхние кромки бортов окаймляются деревянным брусом, в котором выделаны   отверстия для закрепления опорной балки, весельных уключин и леерных стоек,
    На  килевой доске в кормовой и носовой частях, а также изнутри транца   кормы  закреплены металлические кнехты для крепления якорных канатов.
    Борта полулодки защищены кранцевыми рейками. В кормовой части  лодки   имеются кольцо и крюк, с помощью которых две полулодки своим кормовыми   частями могут скрепляться между собой. Две полулодки образуют полную лодку   (Ganzboot).
    Длина полулодки 3.44м.,  ширина 1.58м., высота по борту 0.615м. Общий   вес полулодки 155 кг.
    Длина полной лодки 6.88м., вес 310 кг.

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.