fong1975 (fong1975) wrote,
fong1975
fong1975

Categories:

Военная флотилия Латвийской республики в боях с Западной добровольческой армией Бермонта-Авалова.

Гайдук Алексей.

История флотилии началась 13-го октября 1919 года когда прибывшему в Ригу, с Лубанского озера где он ранее командовал военной флотилией на большевицком фронте Первому лейтенанту военно-морского флота Puķītisu, на основании устного приказа главнокомандующего армии Генерала Sīmansonа было поручено формирование на Даугаве военной и транспортной флотилии. Этот шаг пришелся вовремя, так как бермонтовцы, заняли весь левый берег Даугавы до морского залива и собирали силы, чтобы форсировать Даугаву и занять Ригу. Для ослабления натиска противника и изгнания врага из Пардаугавы необходимо было высадить десант и захватить плацдарм в районе Даугавгривской крепости, который, при поддержке артиллерии английско-французской эскадры, смог бы развить наступление на бермонтовцев.
Осуществление данных планов требовало создания боевого ядра флота и большого количества высадочных и переправочных средств.
Большинство Рижских пароходов после наступления нападения Западной добровольческой армии Бермонта-Авалова были сконцентрированы в районах Экспортного и Андреевского портов. Для блокирования их деятельности бермонтовцами на другой стороне Даугавы в районе Dzeguzkalns были установлены несколько артиллерийских батарей, которые постоянно обстреливали расположенные в этих портах корабли, особенно если кто-то из них пытался покинуть порт.
Покинуть порт незамеченным можно было только под покровом темноты. Для защиты судов от губительного артилерийско-пулеметного огня командованием флота было принято решение создать на них импровизированную защиту по примеру той, которую пытались устанавливать большевики во время удержания ими Риги и создания Приморского отряда флотилии Советской Латвии из металлических щитов и мешков, наполненных песком. Импровизированной броней защищалась палуба судна вдоль поручней, ходовой мостик судна, стены вдоль машинного и котельного отделений. Металлические листы укладывались внахлест как черепица.
Так как высадка десанта предполагалась на Даугравскую крепость сосредоточить флот перед началом высадки требовалось в районе Вецмилгрависа. Переход кораблей и судов к месту сосредоточения необходимо было осуществить скрыто, ночью и только по одному.
Ночью с 13 на 14 октября в 23-00 первый покинул Андреевский порт вооруженный пароход «Павел» под флагом командующего флотом Puķītisa. Несмотря на то, что пароход «Павел» осуществлял переход с соблюдением всех мер предосторожности он был замечен с противоположного берега и обстрелян с вражескими батареями и огнем легких пулеметов.
ПАВЕЛ - PAVEL
Получив значительные повреждения и имея на борту раненых он вынужден был зайти в Экспортный порт и укрыться за молом. В порту судну и раненым членам экипажа сразу была оказана помощь. Среди раненых был и командир флота - первый лейтенант Puķītis, которых два ранения в левую ногу, однако после перевязки ран он перешел на бронированный пароход «Альфа», перенеся на него свой флаг и миномет с поврежденного «Павла». Командующий флотом изменил первоначальный приказ прорываться по одному и дал приказ готовить корабли и суда для прорыва с боем через вражескую линию огня, несмотря на потери, поскольку в противном случае десантные операции были не возможны.
ANNA - копия
Несмотря на ожесточенный обстрел с берега занятого противником, флот, включающий 12 судов, в том числе и вооруженные пароходы «Альфа», «Секунда», «Цезарь», «Нева», «Анна», «Лиелупе», «Комет» и др., вышли из Экспортного и Андреевского портов, и успешно дошли до Вецмилгрависа.
БЕТА Подготовка в высадка в Болдераа 14 октября  1919г
Так же в Вецмилгравис пришел санитарный корабль «Карейвис», который, как и другие был вооружен, так как командование флота не верили, что бермонтовцы будут уважать международные нормы, и не будут нападать на корабль под флагом Красного Креста.
15-ого октября была осуществленна высадка десанта в районе Даугавгривской крепости.
Перед высадкой десанта, корабли английской и французской эскадр произвели обстрел побережья чтобы вскрыть очаги обороны противника, после чего в сопровождении нескольких вооруженных пароходов, пароход «Нева» под командованием капитана Эрнеста Упмала, первым, «Секунда» капитана Роберта Шенфелдта и «Комет» капитана Готтхарда, на которых находились назначенные к высадке солдаты девятого Резекненского стрелкового полка, после краткого боя подошли к берегу, где десант был успешно высажен. Вскоре после высадки десанта, санитарный корабль «Карейвис» принял на борт раненых, а пароход «Секунда» около 300 пленных которых отвезли в Саркандаугаву.
17-ого октября после занятия Даугавгривы левый фланг Латвийской армии был вынужден остановиться около усадьбы Волери. Флоту была поручена разведка вверх по течению от усадьбы до цементного завода Шмидта. С помощью разведки стало известно, что враг установил пулемёты возле фабрики Тоса и дома Зееберга, с которых проводился обстрел каждого парохода, который появлялся в этом районе. Чтобы лишить врага пулемётов, командующий флотом приказал высадить на берег десант, который был составлен из матросов-добровольцев набранных из экипажей кораблей и судов флота. В то время пока орудия противника обстреливали пароходы, высаженные матросы подкрались к противнику с тыла и напасть на их пулемётные точки, убили пулемётчиков и вернулись на корабль с двумя вражескими пулемётами.
20-ого октября, возвращаясь из Андреевского порта в Милгравис пароход «C» сел на мель на против фабрики Тоса прямо напротив вражеских батарей. Чтобы спасти пароход «С», флот вновь пошла в атаку на фабрику Тоса, где отняли у противника еще один пулемёт, но спасти «C» все таки не удалось, потому что при попытке снятия его с мели на флот обрушился бешеный огонь артиллерии и пулеметов и осколками был серьезно поврежден вооруженный пароход «Цезарь», на котором были ранены кочегар и машинист.
27-ого октября флоту была поставлена задача поддержать нападения армии на Даугаве и Лиелупе. Бой длился с 17 до 18 часов, после которого наступило затишье и флот взял на себя роль сторожевых судов на Даугаве, чтобы предотвратить попытки передвижения противника по Даугаве.
29-ого октября с парохода «Балтия» со стороны Рижского залива в близи Рагациемса был высажен десант под руководством лейтенанта Фрейманиса. Эта операция была очень успешной, и высаженный десант нанес большой вред нападая в тылу бермонтовцев на фургоны и другие военное силы, сея среди них большую панику.
3-ого ноября армия перешла в общее наступление и флоту было приказано: 1) из моря возле Эдинбурга высадить десант, состоящий из двух рот седьмого пехотного полка Сигулды под руководством капитана Муцениека и 2) поддержать наступление вооруженными пароходами на Даугаве и Лиелупе. Командиром дивизии морского десанта был назначен морской лейтенант Лея, командиром дивизии в Даугаве - морской лейтенант Витолиньш и командиром дивизии «Лиелупе» - морской лейтенант Липстсонс.
В 3:00 десантная группа из пяти вооруженных судов, имея на буксире 14 лодок вышли в море и успешно добрались до места высадки десанта. Там десантники под руководством капитана Муцениека сели в лодки и отправился на берег, где были обнаружены противником который открыл сильный заградительный пулеметный и ружейный огонь, которым был тяжело ранен капитан Муцениекс, два офицера и семь солдат из состава десанта. Все раненые были немедленно доставлены в Ригу на санитарном судне «Карейвис», в дороге один из раненых офицеров умер, и обе роты были вынуждены вернуться в Болдерай. «Даугава» обстреляла цементную фабрику, а «Лиелупе» двигались вверх по Лиелупе и добралась до Варнукрогс.
8-ого ноября снова был получен приказ высадить на берег десант, но из-за разыгравшейся сильной бури был отложен до 10-ого ноября. Транспортные и санитарные суда все это время работали без перерыва днем и ночью, снабжая латвийскую армию боеприпасами, бронированными автомобилями и т.д., а также доставляя раненых в Саркандаугаву.
10-ого ноября командир военной флотилии Puķitis приказал вооруженным судам быть готовыми выйти в Даугаву. «Лиелуппе» получил задачу поддержать наступление вдоль берега Даугавы у Цементной фабрики Седьмой Сигулдский пехотный полк. В два часа ночи он покинул Болдераю и вышел из Лиелуппе в Даугаву. В авангарде флотилии на своем флагманском судне (admirālkuģi) «Baltija» следовал капитан Puķītis. Вслед за ним шло в общей сложности восемь вооруженных судов.
11-ого ноября суда военной флотилии, состоящий из 8 кораблей, под руководством командующего флотом, собрался возле усадьбы Волери и 4 судна под командованием морского лейтенанта Липстсона - в Лиелупе. Генеральное наступление началось в 9:00 утра и к тому времени флот пытался отвлечь вражеский огонь от латвийской пехоты на себя. Для защиты пароходов от артиллерийских снарядов противника, последним было приказано приблизиться к берегу противника и выгнать его из цементной фабрики.
«Лиелупе» шел четвертым. Суда флотилии вынуждены были снизить скорость, так как из-за отсутствия угля суда шли на дровах дававших при сгорании большой сноп искр, что при большом количестве дерева на судне было опасно. Одновременно также была опасность, что из-за снопа искр переход судов будет замечен раньше, чем они смогут приблизиться к берегу занятому противником, и они будут расстреляны артиллерийской батареей бермондовцев располагавшейся в Dzeguzkalns. Несмотря не все предосторожности на подходе к фабрике противник заметил нас и открыл огонь из всех орудий.
Вражеская артиллерия и пулеметы на этот раз работали с большей ожесточенностью, так как что не было не одного парохода, избежавшего огня противника, и лед на Даугаве, в районе обстрела был раздроблен в крошку.
Одна бомба упала в непосредственной близости от вооруженного буксира «Цезарь», на льду у борта повредив его паровой котел перебив несколько трубок.
Бук ЦЕЗАРЬ 15 октября 1919г.
«Цезарь» вынужден был отказаться от высадки и с трудом смог добраться до Экспортного порта к причалу С. Siļķubrāķa. Из-за повреждений он был выведен из строя на длительный срок. «Лиелупе» так же получивший повреждения – вышел из строя на несколько дней. Место выбывших судов заняли пароход «Балтия» и другие. Среди раненых был и командир флота старший лейтенант Пукитис с осколочным ранением правой руки. Оказание помощи раненым вел санитарный корабль «F».
Корабли флотилии открыли огонь из пушек и пулеметов забрасывая цементную фабрику тучей снарядов. Вскоре со стороны банка взмыли в небо несколько ракет. Это был сигнал нам о прекращении огня. Противник поспешно отступил и Цементная фабрика и берег по направлению в Валерии оказался в руках латышей.
15-ого ноября флот пошел в наступление на Лиелупе, боями занял Варнукрогс и пошел по Лиелупе вверх. Возле моста Булдури пароходы разведки, которые шли по пути проложенным вооруженными судами Западной добровольческой армии Бермонта-Авалова, ночью наткнулись на вооруженный флот противника, однако, учитывая сильную артиллерию противника, вступать в бой вступать было нельзя. Суда–разведчики Латвийская военной флотилии вынуждены были вернуться обратно к флоту, и в месте выдвинуться против противника. Суда Западной добровольческой армии Бермонта-Авалова, заметив флот, отступили к позициям своей пехоты и оттуда открыли огонь по латвийскому флоту, но добиться попаданий не удалось и они после безуспешного боя отошли в тыл.
В то же время вооруженный пароход «Лиелуппе» и три других судна получили приказание выдвинуться вверх по течению Лиелуппе в расположение Девятого Резекненского пехотного полка и, при необходимости, оказывать поддержку пехоте. Так как река была покрыта довольно толстым слоем льда «Лиелуппе» как имевшему самый крепкий корпус и мощную машину пришлось, исполняя роль ледокола пробивая путь во льду себе и следовавшим за ним судам.
500 метрахVarkaļu и вели бой с бермонтовцами. После штурма трактира Varkaļu, враг, по данным корабля - разведчика «Цезарь», обосновался за трактиром. Флоту была поставлена задача до темноты, при поддержке бронеавтомобиля, который двигался вдоль берега перейти в атаку.
Буксир «Лиелуппе» имевший на вооружении 1 пулемет и миномет занял позицию посреди реки и открыл огонь по противнику, залегшему в дюнах стянув на себя весь огонь бермонтовцев. Пехота, несмотря на сильный огонь противника при поддержке бронеавтомобиля «Kurzemnieks», начала медленное продвижение вперед. В то же время автомобили с пехотой проследовали незамеченным, для противника по лесной дороге и вышли в тыл противника. В рядах противника началось сметание, и пехота стремительной атакой при поддержке бронеавтомобиля выбила противника с его позиций в прибрежных дюнах и заняла гостиницу.
Поднявшись вверх по течению реки до Калнциема, корабли военной флотилии более бермонтовцев не встретили.
После короткого боя противник поспешно отступил, оставив в наших руках большое количество военных материалов, в том числе много снарядов. Все военные трофеи были немедленно загружены на баржи и доставлены в Ригу. Выполнив задачу, корабли вернулись в Болдераю.
16-ого ноября около Слоки состоялось передислокация латвийских войск, из-за чего некоторое время флот должен был оставаться на месте. К обеду был занят Шенберг. После наступления ночи, флот вновь выдвинулся к линии фронта. От сухопутных войск поступила информация о том, одно из боевых судов флотилии противника отстало от отступающей в верх по реке флотилии. По всей вероятности сказалась слабость машины. Найти этот пароход было поручено лейтенанту Крауклису и нескольким матросам-добровольцам. После короткого поиска судно было найдено затаившимся в канале Гатес, при этом для уменьшения силуэта его труба была завалена. Вражеское судно оказалось вооруженным и забронированным (блиндированным) подручными средствами рижским буксиром «Оскар», при этом на нем среди прочих трофеев был захвачен один миномет.
Флот продолжал двигаться вверх по Лиелупе, но так как не было точно известно место расположение противника, для разведки вдоль берега была сформирована команда разведчиков из состава экипажей кораблей и судов флота получившая на вооружение винтовки. Так флот дошел до Калнциемского моста, где по приказу командира Латгальской дивизии, осталась стоять на месте.
17-ого ноября, Все мелкосидящие транспортные суда и буксиры были задействованы для для доставки в Ригу трофеев, раненых и военнопленных.
19-ого ноября военная флотилия получила приказ выдвигаться к Митаве (Елгаве) и занять ее. Так как лед на реке уже встал для пробивки, канала вперед флота выдвинулся пароход «Цезарь» имевший относительно крепкий корпус. Однако его машина была до предела изношенна в предыдущих походах и требовала ремонта, потому вскоре его заменили буксиры «Альфа» и «Надежда». Вблизи Митавы во льду были найдены несколько мин заблаговременно выставленных бермонтовцами, однако в виду того что штурм Митавы производился в дневное время они были обнаружены и намерения противника не увенчались успехом.
21-ого ноября противник намеревались взорвать все свои корабли и суда находящиеся в Митаве, но в виду стремительного наступления латвийской армии, а также отсутствия в этот момент в городской сети электричества это им не удалось, и в качестве трофеев латвийской армии попал весь флот противника, состоящий из 14 судов, а также много военных материалов.
После захвата 23 ноября Митавы флот использовался на Даугаве и Лиелупе, для снабжения армии военными материалами, продовольствием и т.д. Санитарные и транспортные пароходы были задействованы в транспортировке трофеев, раненных, а также военнопленных и в Ригу.
Командующий флотом Пукитс и президент  Чаксте. Смотр  флота 1920г
Вскоре ввиду прекращения боевых действий в районах, притыкаемых к Даугаве и Лиелупе корабли и суда флотилии стали выводиться из боевого состава и возвращаться прежним владельцам.

Документы и литература:
П.Р.Бермонт-Авалов. Документы и воспоминания «Вопросы истории», Москва, 2003, NoNo 1, 2, 5, 6, 7.
Воспоминания flotes kaprālis L. k. o. k. Fricis Cēlējs.
Andersons E. Latvijas brunotie speki un to prieksvesture. Toronto: Daugavas Vanagi, 1983.
E. E. Prieditis Latvijas kara flote 1919–1940. Militaras literaturas apgades fonds. Riga, 2004.
Latvijas Brivibas cinas 1918–1920, Enciklopedija. Riga, 1999.
«Ar bruņotu velkoni cīņā pret bermontiešiem». Latvijas Kareivis: 4. februāris, 1938
Tags: Железная дивизия., Латвия, Освободительная война
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments