fong1975 (fong1975) wrote,
fong1975
fong1975

Categories:

Речные флотилии «Железной» дивизии и ЗДА полковника П.М. Бермондта-Авалова Часть 2

Речные флотилии «Железной» дивизии и Западной добровольческой армии полковника П.М. Бермондта-Авалова в Прибалтике.

© Алексей Гайдук Санкт-Петербург 2010 г.

Флотилия Западной Добровольческой армии Бермонда-Авалова.
С 8 февраля 1919 года штаб-ротмистр П.М.Бермонт формировал в германском лагере для военнопленных Зальцведель конно-пулеметную команду. В апреле она уже насчитывала 350 человек, часть которых служила у гетмана. 1 мая к Бермонту присоединились отряды полковников Евреинова и Анисимова (по 250 человек). Они объединились в Отдельный добровольческий партизанский отряд имени генерала графа А. Келлера и направлены в Митаву. 4 мая к Бермонту присоединились 70 офицеров 34 Севского пехотного полка с полковником С.М.Ратмановым. Третьей русской воинской частью в Прибалтике стал отряд полковника Вырголича.
В начале октября 1919 года по приказу командарма полковника Бермондта для осуществления разведывательных и наступательных действий по реке Аа Курляндская от Митавы до Усть-Двинска были вооружены буксиры «ПИРАТ» и «ВЕРА». Их снаряжение было предписано завершить к 7 октября. «ПИРАТ» был вооружен одной револьверной пушкой и 3 тяжелыми пулеметами, а «ВЕРА» – 2 тяжелыми пулеметами. Команда «ПИРАТ» целиком состояла из германских моряков, а на «ВЕРА» кроме германцев в качестве вольнонаемных служили еще 3 латыша. Таким образом, возникла Речная флотилия Западной Добровольческой Армии.
10 октября 1919 года по приказу командира флотилии были реквизированы все оставшиеся в Митаве пароходы. 13 октября штаб армии издал официальный приказ о сформировании флотилии. Ее командиром был назначен произведенный «за военные отличия» в старшие лейтенанты - Подпоручик по Адмиралтейству К.В. Браац (Браанд), в прошлом командир речной флотилии Железной дивизии.
Состав флотилии, по данным лейтенанта флота (германской службы) Эдмунда Ламма, числившегося старшим офицером флотилии был следующим:
1) Пароход «МИТАВА». По сути, являлся флагманом флотилии. На нем располагались командир флотилии старший лейтенант Браац и его адъютант мичман Российского Флота Рейм.
2) Пароход «АДЛЕР» Командир – лейтенант Лекер.
3) Пароход «АКОТС» Командир – кондуктор Швабе.
4) Пароход «ВИЛМА» Командир – кондуктор Лолль.
5) Пароход «ВЕРА». Командир – кондуктор Рейзис.
6) Пароход «ГАРТМАН» Командир – лейтенант Ламм.
7) Пароход «ПИРАТ» Командир – кондуктор Скандис.
8) Пароход «ПРЕЦИЗЕ». Командир – кондуктор Мерон.
9) Буксир «КАТЕРИНА»
10) Буксир «ЯНИС»
Однако анализ Штата Речной флотилии и пароходства Западной Добровольческой Армии, установленному 22 октября, дает другую картину. По нему ее состав несколько отличался от того, который приводил лейтенант Ламм:
1) Штаб флотилии: командир, адъютант, обер-офицер для поручений, заведующий хозяйством, казначей, фельдфебель, унтер-офицер, фельдшер, сестра милосердия, старший машинист, старший писарь, 2 младших писаря, 2 матроса, 2 солдата.
2) Пароход «МИТАВА»: капитан, рулевой, старший машинист, боцман, 2 кочегара, 2 матроса, 2 солдата.
3) Пароход «АДЛЕР»: капитан, помощник капитана, рулевой, старший машинист, боцман, кочегар, оружейный мастер, унтер-офицер (пулеметчик), 3 матроса, 3 солдата.
4) Рекогносцировочный пароход «О»: капитан, рулевой, старший машинист, младший машинист, боцман, кочегар, унтер-офицер (пулеметчик), орудийный фейерверкер, 2 матроса, 2 солдата.
5) Рекогносцировочный пароход «ВЕРА»: капитан, 2 первых помощника капитана, второй помощник капитана, рулевой, старший машинист, боцман, кочегар, 5 пулеметчиков, 2 матроса, 2 солдата.
6) Пароход «ПРЕЦИЗЕ»: капитан, рулевой, старший машинист, боцман, кочегар, 2 матроса, 2 солдата.
7) Пароход «ЕКАТЕРИНА»: капитан, рулевой, старший машинист, боцман, кочегар, 2 матроса, 2 солдата.
8) Пароход «ЗЮНГЕ» (для перевозки провианта): капитан, рулевой, старший машинист, боцман, кочегар, 2 матроса, 2 солдата.
9) Пароход «ГАРТМАН»: капитан, рулевой, старший машинист, боцман, кочегар, контролер, кассир, 2 матроса.
10) Пароход «ВИЛМА»: капитан, рулевой, старший машинист, боцман, 2 кочегара, контролер, кассир, 2 матроса.
Всего: 116 военных и гражданских лиц.
С большим доверием следует все же относиться к данным лейтенанта Ламма, одного из старших чинов флотилии, который описал действия каждого судна из ее состава. Неизвестно, были ли укомплектованы управление и суда флотилии по установленным штатам. Личный состав, за исключением адъютанта мичмана Рейма, гражданских лиц и трех латышей с «ВЕРЫ» состоял из бывших германских военнослужащих. Медперсонал состоял из фельдшера и сестры милосердия Петроградской Георгиевской Общины (награжденной Георгиевской и 2 Анненскими медалями).
В период военных действий район боевого использования Речной флотилии был ограничен рекой Аа Курляндская. В Рижский залив суда не выходили, не имея ни малейшей возможности соперничать с кораблями военно-морской эскадры Антанты под командованием адмирала Коуэна. В период наступления Западной Добровольческой Армии на Ригу, противостояния на фронте Западной Двины и в районе устья Аа Курляндской, суда флотилии обеспечивали перевозку военных и гражданских грузов и поддерживали сухопутные войска. Буксиры «КАТЕРИНА» и «ЯНИС» были временно прикомандированы к лесному управлению для снабжения дровами Митавы. Пароходы «ГАРТМАН» и «ВИЛМА» совершали ежедневные пассажирские и грузовые рейсы до Майоренгофа (к северу от Митавы по реке Аа Курляндская) и обратно, за что пользовались симпатиями местного населения. Пароход «ПРЭДИЗЕ» доставлял в Майоренгоф и Бильдерлингсгоф (также в районе устья Аа Курляндской) продовольствие. «АДЛЕР» и «ВЕРА» совершали разведывательные рейды вниз по течению реки и несли потери убитыми и ранеными.
Весь октябрь Речная флотилия занималась транспортными перевозками в интересах армии.
Командующий Западной Добровольческой армией генерал-майор князь П.М.Бермондт-Авалов со своим штабом.
Приведем несколько приказов командующего Западной Добровольческой армией князя П. М. Бермонт-Авалова того времени так или иначе связанных с деятельностью боевой и транспортной флотилии:
Приказание Западному добровольческому имени графа Келлера корпусу
№ 01. г. Митава. 6 октября 1919 года
8 октября 1919 г. Интендантству погрузить большую баржу продовольствием на 5 дней для 1-го и 3-го батальонов 1-го пластунского полка и батареи Мильде. Баржу отправить 9 октября с буксиром «Р». Заведование транспортом принять подпоручику Квитчау.
9 октября 1919 г. С баржи выдать довольствие на 5 дней вперед следующим частям: 3-му батальону 1-го полка с полубатареей Ашехманова в Маиоренгоф, 1-му батальону 1-го полка с батареей Мильде в Усть-Двинске.
Кроме того, погрузить на баржу патроны и артиллерийские снаряды, которые будут раздаваться на местах разгрузки. Подробные указания на этот предмет последуют через тыловые команды батареи Ашехманова и Мильде.
Больных и раненых 2-го батальона 1-го полка сдавать в санитарную колонну Железной дивизии. Раненых 1-го полка и 3-го батальонов и батарей отправлять в Митаву на возвращающихся пароходах.
Копия. Подлинник подписал: командующий армией. Полковник князь Авалов.

К началу ноября 1919 года латвийские войска, опираясь на помощь Эстонской армии и союзнической эскадры, подготовились к переходу в контрнаступление. Главный удар наносился ими вдоль морского побережья в обход левого фланга частей Западной Добровольческой Армии, оборонявшихся на фронте реки Двины и нижнего течения Аа Курляндской. 3 ноября латыши при поддержке корабельной артиллерии эскадры Коуэна начали наступление в районе устья Аа Курляндской, в том числе у Майоренгофа. До 8 ноября в районе Майоренгофа и Бильдерлингсгофа шли ожесточенные бои латвийских войск с отрядом полковника Купчинского, державшим фронт по реке Аа Курляндская. Суда Речной флотилии под огнем неприятельской морской и сухопутной артиллерии занимались перевозкой войск, орудий, военных материалов и раненых. В Митаву на судах флотилии были эвакуированы 64 тяжело раненых – русских, немцев и латышей.
пх МИТАВА-MITAU
Пароход «МИТАВА» перевез в Майоренгоф тяжелую дальнобойную батарею (2 орудия). Огнем своих орудий и пулеметов флотилия поддерживала части Западной Добровольческой Армии, пресекая попытки латышей переправиться через Аа Курляндскую.
Перед началом наступления Латвийской армии 10 ноября расстановка сил на реке была следующая: 8 вооружённых судов 1-го Даугавского дивизиона боевых судов Латвийской речной флотилии под командованием командира дивизиона находились у поместья Воллери, а 4 вооружённых судна под командованием морского старшего лейтенанта Ф. Липстона - на р. Аа Курляндской.
В 9 часов утра началось общее наступление по всему приморскому фронту. Латвийские вооруженные суда двинулись к противоположному берегу открыв хорошо нацеленный миномётный и пулемётный огонь по позициям противника и Цементной фабрике. Расположившиеся на занятом ландесвером берегу артиллерийские батареи открыли меткий сосредоточенный огонь по латвийским боевым судам. От их огня было сильно повреждено вооружённое судно «ЦЕЗАРЬ», легко вооружённое судно «ЛИЕЛУПЕ». В составе латышской флотилии не было судна, которое не получило бы попадания пуль или осколков гранат.
На Аа Курляндской четыре латвийских вооруженных парохода под командованием морского старшего лейтенанта Ф. Липстона двинулись в атаку на корчму Варню (Варнюкрогс). После её взятия, продвигаясь вверх по течению, по проходу, взломанному во льду отходящими вооружёнными судами флотилии Западной добровольческой армии они дошли до Билдериньского моста, где глубокой ночью столкнулись с судами противника. Корабли Речной флотилии Западной добровольческой армии значительно превосходили латышей по количеству и скорострельности артиллерии после непродолжительной артиллерийской дуэли заставили их отойти в низ по течению.
На следующий день весь 1-й Даугавский дивизион боевых судов латвийской речной флотилии вошёл в Аа Курляндскую и выдвинулся вверх по течению к Билдериньскому мосту, чтобы навязать бой речной флотилии ЗДА. Корабли Речной флотилии Западной добровольческой армии, заметив превосходящие по численности силы латвийской флотилии, отступил до позиций своей пехоты под прикрытие расположенных там полевых батарей и открыл огонь. Латыши направили в разведку вооружённое судно «ЦЕЗАРЬ», которое нашло противника за корчмой Варкалю. С наступлением темноты корабли латвийской речной флотилии двинулся в атаку и корабли Речной флотилии ЗДА под их натиском вынуждены были отойти в спешке бросив на берегу большое количество боеприпасов и других военных материалов. Захваченные латышами трофеи были баржами доставлены в Ригу.
После взятия Слоки 16 ноября 1919 года корабли 1-го Даугавского дивизиона боевых судов Латвийской речной флотилии продолжили двигаться вверх по Аа Курляндской. Командованию латвийской флотилии от сухопутной разведки стало известно, что одно из вооружённых судов противника из-за слабой машины отстало от ушедшей вверх по течению по направлению к Митаве Речной флотилии ЗДА. Для его поисков в розведку были направлены несколько судов 1-го Даугавского дивизиона боевых судов Латвийской военной флотилии. После недолгих поисков оно было найдено в Гатском канале. Чтобы судно нельзя было легко заметить, у него была завалена дымовая труба. Им оказалось вооружённое судно «ОСКАР». Находившийся на нем немецкий экипаж при захвате не оказал вооруженного сопротивления.
Дабы преградить продвижение латвийской военной флотилии к Митаве немецкие саперы после прохода своих судов минировали реку.19 ноября 1919 года на реке плотно встал лед и Речная флотилия потеряла возможность выполнять свою боевую работу. К этому времени Западная Добровольческая Армия оставила линию Западной Двины, а Латвийская армия наступала на Митаву. До 20 ноября вооруженные пароходы поддерживали своим огнем части армии у деревни Мислау. 20 ноября 1919 года корабли и суда Речной флотилии Западной Добровольческой Армии были переведены в зимний отстой. Вооружение было демонтировано, а экипажи влились в сухопутную оборону. На судах были оставлены только незначительные караулы.
В ночь с 20 на 21 ноября, когда неприятель уже подходил к Митаве, личный состав флотилии был назначен на охрану города, но практически сразу поступил новый приказ: сопровождать поезд командующего армией, направлявшийся к границе Литвы. В 10 верстах от города Шавли (ныне Шауляй) у деревни Мескулу поезд П. Бермондта-Авалова был обстрелян литовскими войсками. Чины Речной флотилии во главе со своими офицерами дважды ходили в атаку, отбросив литовцев в деревню, а затем вытеснили их и оттуда, после чего поезд благополучно прибыл в Шавли. Оттуда весь личный состав флотилии, состоявший из 6 офицеров, 2 медиков и 50 чинов из состава команд пароходов, отбыл в Тильзит, а затем в Цоссен, где был уволен во временный отпуск. Суда флотилии из за нехватки времени и должного количества минеров небыли уничтожены и при оставлении Митавы и достались в качестве трофеев вступившей в город латвийской речной флотилии. Так среди латвийских трофеев оказались: «АДЛЕР», «АКОТС», «ВИЛМА», «ВЕРА», «ГАРТМАН», «ЙОРДАН», «КАТЕРИНА», «МИТАУ», «ПРЕЦИЗЕ», «Р», «ЮНГЕ», «ШВИНГЕ», «ЯНИС», №2, и моторная лодка «ФРАНКОНИЯ».
Так завершилась история одной из наименее известных речных частей, сражавшихся под Андреевским Флагом в период Гражданской войны на территории Российской Империи. Следует в заключение, оставив в стороне вопрос об оправданности действий командования Западной Добровольческой Армии, начавшего военные действия против Латвии, участвовавшей пока еще в войне с большевизмом, и воздержавшись, поскольку это выходит за рамки предмета данного исследования, от анализа военных операций армии, отметить, что Речная флотилия честно выполнила свой воинский долг и действовала, в целом, успешно в рамках ставившихся перед ней задач. Конечно, определенным пятном на ее боевой биографии лежит оставление судов в Митаве, но в данном случае вину следует возложить скорее на командование армии, отдавшее срочный приказ о конвоировании моряками поезда командарма и лишившее их, тем самым, возможности подготовить уничтожение пароходов. Данные о потерях Речной флотилии, к сожалению, в известных на данный момент документах отсутствуют, но среди ее чинов были и убитые, и раненые, и хотя в основном они были германскими военнослужащими, но осенью 1919 года в Курляндии они пролили свою кровь не только за Германию, но и за Россию.
Tags: Бермондт-Авалов, Железная дивизия, Западная добровольческая армия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments