fong1975

Categories:

Морская авиация Латвии

Какое то время назад я наткнулся на статью «Эпоха расцвета морской авиации в Лиепае» автор  Ярополк Доренский. Так как статья  оказалась очень интересной  а мой  интерес к теме живой  то я решил  как уже у меня заведено взяв ее за основу и капитально доработав сделать что-то вроде справочника. Возможно он когда то станет  главой  будущей книги точней ее переиздания. 

Материал будет дорабатываться и дополняться. 

Приказ № 21 Главнокомандующего Латвийской Армией от 11 июля 1919 года. Параграф 7-й приказа предписывает начать организацию группы водной авиации.

27 июля 1919 года выходит приказ № 37, параграф 4-й в котором гласит: «Временным исполняющим обязанности командира Авиационной группы назначается лейтенант Маркус Озолс, с целью продолжать формирование Отделения морской авиации».

11 декабря 1922 года исполняющим обязанности командира Отделения гидросамолётов был назначен старший лейтенант Николай Евлампьев. Но уже через два дня он был освобождён от должности, для которой была подобрана лучшая кандидатура: 13 декабря командиром Отделения морской авиации стал капитан Янис Линдбергс. Параллельно в Латвийской Армии шло создание Авиационного дивизиона – сухопутного авиационного подразделения.

21 августа 1923 года Разведывательное отделение Морской авиации выделили из состава Авиационного дивизиона и включили в состав Морского флота как Отделение морской авиации. Командиром отделения остался Николай Евлампьев, повышенный в звании до капитан-лейтенанта. Отделение было подчинено напрямую офицеру по особым поручениям Арчибальду Кейзерлингу.

27 июня 1924 года Отделение морской авиации было включено в состав создаваемой Морской эскадры береговой обороны.

1 мая 1926 года Отделение морской авиации было переименовано в Дивизион морской авиации. 20 сентября 1926 года с приобретением истребителей появилась необходимость разделить Дивизион морской авиации на две отдельные эскадрильи – разведывательной (морской) и истребительной (сухопутной) авиации, в соответствии с предназначением самолётов.

23 июля 1931 года Истребительная эскадрилья Дивизиона морской авиации была расформирована и вместе со всеми пятью оставшимися истребителями «Fiat CR-1» переведена в состав 8-й, истребительной эскадрильи Авиационного полка. 

25 мая 1936 года Дивизион морской авиации был ликвидирован и трансформирован в 8-ю, морскую эскадрилью Авиационного полка.

Гидросамолет (летающая лодка) типа «Savoia S-16bis».

Изготовлен в Италии. Год приобретения: 1923. Тип: двух- или трёхместная летающая лодка. Длина 9,97 метра. Размах крыльев 15,5 метра. Высота 3,67 метра. Максимальная скорость 165 км/час. Дальность полёта 550 км. Максимальная высота полёта 3500 метров. Номера бортов: 1, 2, 3 и 4. Заводские номера: 5008 – 5010.

Самолёт сконструирован в 1919 году, усовершенствован в 1922 году. Тестовые полёты в Лиепае начались 21 апреля 1923 года. Самолётом № 5010 управляли Н. Евлампьев и М. Витолиньш, самолётом № 5009 – Я. Линдберг и Р. Блёдниекс. 31 мая Карл Лепель испытал самолёт № 5008. 

Потерпевшую в аварии летающую лодку «Savoia S-16» в море у Лиепаи спасают шведские подводные лодки «V» и «H». 1923 год.
Потерпевшую в аварии летающую лодку «Savoia S-16» в море у Лиепаи спасают шведские подводные лодки «V» и «H». 1923 год.

«1» 

1 июня 1924 г летательный аппарат «Savoia S-16», взлетев от Северного мола, направился в сторону Лиепаи. Полёт проводился с учебными и рекламными целями. Пилотировал летающую лодку сержант Петерис Абрамс, а моторист сержант Август Бахман разбрасывал листовки с приглашением посетить предстоящий авиационный праздник. Когда самолёт пролетал вблизи Лиепайского маяка, заглох мотор, и лётчик попытался повернуть самолёт в сторону моря, чтобы совершить посадку на воду. Посадка оказалась неудачной – летательный аппарат упал в 150 метрах от берега, и опытный лётчик и моторист погибли

«2»

11 сентября 1926 года, авария самолета, пилотировавшие самолёт В. Якубов и Я. Минкус остались живы. 

«3»

Списан летом 1926 года.

«4»

Собран из запасных частей. Впервые поднялся в воздух 21 марта 1925 года. Списан летом 1926 года.

Двухместный учебный поплавковый гидросамолёт «Hanriot HD-17»

«Hanriot HD-17». Изготовлен во Франции. Год приобретения: 1924. Тип: поплавковый гидросамолёт. Длина 8,33 метра. Размах крыльев 10,26 метра. Высота 3,25 метра. Оснащен девятицилиндровым ротационным двигателем «Clerget» мощностью 130 л.с. Максимальная скорость 130 км/час. Дальность полёта 200 км. Максимальная высота полёта –? Номера бортов: 5 (HD-17).

«5»

В Лиепаю из Франции он был доставлен на судне «Стелла», а затем на «Вирсайтисе» отвезён в Ригу. 30 июля 1924 года в Риге генерал Эдуард Калныньш, руководитель Общества содействия обороне Латвии, передал Морскому флоту. Президент Янис Чаксте, дал ему название – «Aizsargs I».

Первый полёт борта 5 – 30 июня 1924 года в Риге, лётчик Н. Евлампьев. Первый полёт после переделки в учебный – 22 января 1925 года, лётчик С. Мейер. 23 марта 1927 года потерпел аварию и не восстанавливался. Выведен из эксплуатации 16 ноября 1928 года.


Двухместный учебный поплавковый гидросамолёт «Hanriot HD-19a»

«7» 

Первый полёт борта 7 – 19 июля 1925 года, лётчик К. Скаубитис. 24 ноября 1927 года потерпел аварию и не восстанавливался. Выведен из эксплуатации 2 марта 1929 года.


Учебный поплавковый гидросамолет типа «Caudron C-60»

Изготовлен во Франции. Год приобретения: 1925. Тип: поплавковый гидросамолёт. Длина 8,30 метра. Размах крыльев 12 метров. Высота? метра. Оснащён ротационным двигателем «Le Rhone» мощностью 80 л.с. Максимальная скорость 132 км/час. Номера бортов: 6.

«6»

Первый полёт борта 6 – 27 апреля 1925 года, лётчик Н. Евлампьев. 16 сентября 1925 года лётчик С. Мейер получил пять суток домашнего ареста за полёт над Лиепаей на 200-метровой высоте. В 1928 году отправлен в самолётную мастерскую «Chr. Bachman» в Риге для изготовления копии планера. 29 июля 1932 года первый полёт после капитального ремонта, лётчик Э. Карклиньш. Выведен из эксплуатации 4 января 1933 года по износу.

 «25»

Первый полёт борта 25 – 24 апреля 1929 года, реплика борта 6. Установлен двигатель «Clerget» мощностью 130 лошадиных сил с автоматическим стартом. 1 апреля 1934 года подарен Лиепайской школе спортивной авиации. 9 января 1938 года сгорел при пожаре в ангаре школы.


Двухместный поплавковый гидросамолет типа «Hansa-Brandenburg HB-33 / W33».

Изготовлен в Финляндии, фирма «Ilmavoimeinen Valton Lentokneet». Год приобретения: 1925. Тип: двухместный поплавковый гидросамолёт. Длина 11,10 метра. Размах крыльев 15,85 метра. Высота 3,37 метра. Оснащены двигателем «Fiat A-12» мощностью 300 л.с. с водяным охлаждением. Максимальная скорость 170 км/час. Дальность полёта 525 км. Номера бортов: 12 и 13 (заводские 4G99 и 4G100), 22, 23. Вооружение 2 пул. «Spandau», один поворотным пулемётом типа «Parabellum»

«12» 

Первый полёт 15 декабря 1926 года. Последний полёт – 4 марта 1927 года. 4 марта 1927 года во время перелета Лиепая-Вентспилс возле поселка Сарнаты попали в сильный туман. При вынужденной посадке на море машины затонули.

«13»

Первый полёт 15 декабря 1926 года. Последний полёт – 4 марта 1927 года. 4 марта 1927 года во время перелета Лиепая-Вентспилс возле поселка Сарнаты попали в сильный туман. При вынужденной посадке на море машины затонули.

«22»

Изготовлен весной 1928 г в самолётных мастерских акционерного общества «Chr. Bachman» в Риге взамен утраченного. Использован двигатель раннего самолета. 

Самолет постройки akz. şab. Backman lidmaschinu fabrika
Самолет постройки akz. şab. Backman lidmaschinu fabrika

Первый полёт осень 1928 года. Выведен из эксплуатации в мае 1936 года при ликвидации Дивизиона.

«23»

Изготовлен весной 1928 г в самолётных мастерских акционерного общества «Chr. Bachman» в Риге взамен утраченного. Использован двигатель раннего самолета.

Первый полёт осень 1928 года. Выведен из эксплуатации в мае 1936 года при ликвидации Дивизиона.

Трехместный поплавковый гидросамолет типа «Heinkel HE-4»

«Heinkel HE-4». Изготовлен в Швеции, фирма «Svenska Aero AG». Год приобретения: 1926 – 1927. Тип: двухместный поплавковый гидросамолёт. Длина 12,65 метра. Размах крыльев 17,49 метра. Высота 3,85 метра. Оснащен 12-цилиндровым двигателем «Rolls-Royce Eagle» мощностью 360 л.с. Максимальная скорость 181 км/час. Дальность полёта –? Максимальная высота полёта – 4000 метров. Номера бортов: 10, 11, 18, 19, 20, 21 (97). Заводские номера: 30, 31, 40 – 43.

1928 год
1928 год

«10»

Первый полёт борта 7 октября 1926 года. С 1 по 4 июля 1930 года, вместе с латвийской эскадрой участвовали в совместных морских манёврах сразу трёх стран – Латвии, Эстонии и Финляндии. С 5 по 12 августа 1931 года принял участие в совместных манёврах Военного флота Латвии и Военного флота Эстонии, которые проходили в окрестностях пролива Моонзунд. 

Разбился в катастрофе 28 июня 1934 года из-за технической неисправности, связанной с потерей управления, погибли лётчик-наблюдатель самолёта «Heinkel HE-4», капитан Курземского пехотного полка Карлис Стекис и лётчик лейтенант Арвид (Арвед) Лиепиньш. Пилот капитан Александр Зариньш успел выпрыгнуть из самолёта и приземлиться на парашюте.

«11»

Первый полёт 7 октября 1926 года. С 1 по 4 июля 1930 года, вместе с латвийской эскадрой участвовали в совместных морских манёврах сразу трёх стран – Латвии, Эстонии и Финляндии. С 5 по 12 августа 1931 года принял участие в совместных манёврах Военного флота Латвии и Военного флота Эстонии, которые проходили в окрестностях пролива Моонзунд.

Первый полёт после капитального ремонта – 28 сентября 1932 года. Выведен из эксплуатации 2 декабря 1933 года и продан. 

«18»

Первый полёт 1927 год. Первый полёт после капитального ремонта – 2 сентября 1932 года. Выведен из эксплуатации 2 декабря 1933 года и продан. 

«19»

Первый полёт борта 19 – 1927 год. С 1 по 4 июля 1930 года, вместе с латвийской эскадрой участвовали в совместных морских манёврах сразу трёх стран – Латвии, Эстонии и Финляндии. С 5 по 12 августа 1931 года принял участие в совместных манёврах Военного флота Латвии и Военного флота Эстонии, которые проходили в окрестностях пролива Моонзунд. Разбился в катастрофе 6 ноября 1931 года при столкновении с «20». Экипаж погиб.

«20»

Первый полёт 26 ноября 1927 года. С 1 по 4 июля 1930 года, вместе с латвийской эскадрой участвовали в совместных морских манёврах сразу трёх стран – Латвии, Эстонии и Финляндии. С 5 по 12 августа 1931 года принял участие в совместных манёврах Военного флота Латвии и Военного флота Эстонии, которые проходили в окрестностях пролива Моонзунд. Разбился в катастрофе 6 ноября 1931 года при столкновении с «19». Экипаж погиб.

«21» 

Первый полёт борта 21 – 26 ноября 1927 года. При расформировании Дивизиона в мае 1936 года присвоен номер 97, передан в 8-ю, морскую эскадрилью.


Двухместный гидросамолёт типа «Svenska Aero SA-10 Pirat»

Изготовлен в Швеции. Год приобретения: 1929. Тип: двухместный биплан, морской разведчик, может использоваться как поплавковый гидросамолёт и как сухопутный самолёт. Длина 8,7 метра. Размах крыльев: верхних 10,4 метра, нижних 8,8 метра. Высота 3,37 метра. Оборудован девятицилиндровым звездообразным двигателем «Siddeley Lynx Radial» мощностью 215 л.с. Максимальная скорость 175 км/час сухопутный вариант, 170 км/ч вариант гидросамолёта. Дальность полёта –? Максимальная высота полёта – 8700 метров. Номера бортов: 24 (102), 30 (103).

Самолёт создан конструктором Ингваром Кьелссоном, построен в двух экземплярах – один остался в Швеции, второй (борт 24) был продан в Латвию.

«24»

Причислен к истребительной эскадрилье, поскольку он мог эксплуатироваться также и в варианте с колёсным шасси вместо поплавков; в Лиепае его использовали в обоих вариантах.

В сентябре 1935 года лётчик И. Карклиньш, потерпел аварию, сильно повредив самолёт, который ремонтировали до декабря 1936 года. Летом 1939 года разбился в аварии – во время манёвров упал на сваи у входа в военную гавань и сгорел, летчики Э. Варазинскис и М. Шкере спаслись.

«30»

28 февраля 1936 года Мастерские в Тосмаре получили заказ на изготовление копии борта 24. Первый полёт в сухопутном варианте – 27 января 1937 года. Первый полёт в надводном варианте 11 июня 1937 года. 18 июня 1937 года из-за остановки двигателя потерпел аварию, упал в море с малой высоты, и при подъёме из воды краном повреждён; лётчики А. Гудерман и К. Микельсонс. Вышел из ремонта в апреле 1938 года. Был подвергнут перестройке 27 января 1939 года. Прослужил вплоть до 17 июня 1940 года.


Трёхместный разведывательный гидросамолёт типа «Fairey Seal»

Изготовлены в Великобритании. Год приобретения: 1935. Тип: трёхместный разведывательный самолёт, может использоваться как поплавковый гидросамолёт и как сухопутный самолёт. Длина 10,7 метра. Размах крыльев 13,94 метра. Высота 3,88 метра. Оборудован звездообразным двигателем «Bristol Pegasus 3 M2» с воздушным охлаждением 690 л.с. Максимальная скорость 222 км/час сухопутный вариант, 208 км/ч вариант гидросамолёта. Дальность полёта –? Максимальная высота полёта – 5182 метра сухопутный вариант, 4236 метра вариант гидросамолёта. Номера бортов: 26 (98), 27 (99), 28 (100), 29 (101). Заводские номера: 2012 – 2015. Заказаны в ноябре 1934 года, поставка назначена на 16 мая 1935 года, поставлены с опережением сроков 12 марта 1935 года. При передаче в 8-ю эскадрилью получили номера 98 – 101. 22 июня 1936 года три гидросамолёта «Fairey Seal» вылетели из Лиепаи и взяли курс на запад. Домой они вернулись только через 15 дней – 6 июля, совершив беспрецедентный облёт всей Северной Европы. Латвийские лётчики преодолели расстояние в 6210 километров за 35 часов и 55 минут.

«26» 

Первый полёт 19 июля 1935 года, лётчик А. Зариньш.

«27»

Первый полёт 12 июля 1935 года, лётчик А. Зариньш.

«28»

Первый полёт 11 июля 1935 года, лётчик А. Карклиньш.

«29»

Первый полёт 12 июля 1935 года, лётчик А. Карклиньш. 

Все четыре были затоплены Красной армией в озере Кишэзерс летом 1941 года при отступлении.

Одноместный истребитель типа «Fiat CR-1»

«Fiat CR-1». Изготовлен в Италии, фирма «Aeronautica D». Год приобретения: 1926 – 1927. Тип: одноместный истребитель. Длина 6,16 метра. Размах крыльев 8,95 метра. Высота? Максимальная скорость 272 км/час. Дальность полёта –? Оснащен 8-цилиндровым V-образным двигателем «Hispano Suiza HS 8N8» водяного охлаждения мощностью 300 л.с. Максимальная высота полёта – 8300 метров. Номера бортов в морской авиации: 8 (103), 9 (104), 14 (1, 105), 15 (2, 106), 16 (3, 107), 17 (4, 108). Номера бортов в Авиационном полке: 88, 90, 92, 93, 94.

Первые два самолёта «Fiat CR-1» прибыли на новый, только что оборудованный Лиепайский аэродром 7 октября 1926 года. Остальные четыре самолёта были доставлены в период с 3 мая по 21 июня 1927 года.

Самолёт создан в 1923 – 1924 годах конструктором Челестино Розателли. Эксплуатировался в Латвии до 1937 года.

8 ноября 1928 года при посадке на аэродром разрушился самолёт сержанта Яниса Карклиньша. 12 июня 1931 года тот же сержант Карклиньш во время перелёта из Риги в Даугавпилс был вынужден произвести экстренную посадку на песчаный берег Даугавы близ станции Юмправа. От удара о землю самолёт получил серьёзные повреждения, а лётчик потерял сознание.

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.