fong1975 (fong1975) wrote,
fong1975
fong1975

Categories:

Судоходная компания "Карла Кроненберга"

Сегодня  я решил  отойти от превычного для меня амплуа  и вместо истории того либо иного судна написать историю небольшой судоходной компании.  Это проба пера  на новом поприще  потому прошу не сильно пинать и швырять камни. Будет чего дополнить - велком.
Судоходная компания Карла Кроненберга
                                            Карл Август Кроненберг (15 ноября 1880 (Slok) - 30 декабря 1931 (Riga)
Карл Кроненберг родился 15 ноября 1880 года в Шлоке в крестьянской семье. С детства как и  все остальные сверстники он помогал родителям занимаясь сельским хозяйством. После окончания начальной школы в Шлоке юношу поглотили мечты  о мореплаваниях. В это же  время благодаря их знаменитому земляку Кришьянису Вольдемарсу латышских юношей начали набирать в мореходные школы которые открылись во многих местах побережья. Обучение было платным но родители Карла решили отдать юношу  учиться. Карл Кроненберг закончил мореходную школу 4-го класса в Мангали и получил диплом штурмана. После окончания мореходной школы Карл Кроненберг начал работать в Рижском торговом порту агентом по доставке грузов.
Судоходная компания ведет свое начало с 1905 года когда Karl Kronenberg накопив начальный капитал приобрел первый буксирный пароход - «Kodimo». Однако официально она была основана 17 апреля 1906 года когда Karl Kronenberg подал документы в Риский городской совет и получил позволение на открытие компании.

Уже в 1913 году его компания приобрела в Швеции второе судно - буксир «Балтия», который  был не только новее, но и гораздо больше и мощнее.

После начала Мировой войны, оба буксира были мобилизованы и переданы в распоряжения землечерпательного каравана работавшего в Моонзунде.  После того как немцы заняли острова «Kodimo» был эвакуирован в Ревель (Таллинн), а «Балтия» вместе с землечерпательным караваном ушёл в Санкт-Петербург.
Только. 1 июля 1918 года судовладельцу с большим трудом удалось эвакуировать из Петербурга в Таллин буксир «Балтия», как первое судно приписанное к Рижскому порту. На переходе он привел на буксире латышское парусное судно «John Ernst».  Осенью тогоже года «Балтия» вернулась в Ригу. К этому времени второй буксирный пароход компании Карла Кроненберга «Kodimo», в повреждённом состоянии также находился в Риге. Когда в январе 1919 года красные латыши захватили Ригу оба корабля были национализированы. После осмотра буксир «Балтия» был ими мобилизован и включен в состав Приморского отряда флотилии Советской Латвии.  Вскоре после освобождения Риги от большевиков «Kodimo», который после ремонта занимался буксировкой барж с продуктами из Митавы в Ригу, был задержан на АА Курляндской (Лиелупе) частями «Железной дивизии». Владельцу удалось добиться освобождения судна и «Kodimo» при помощи других буксиров был доставлен в Ригу. Из за сильного износа механизмов был поставлен владельцем в ремонт в Pārdaugavu.

Когда Западная армия Бермонда Авалова начала наступление на Ригу и захватила Pārdaugavu находящийся в ремонте на плаву у стенки буксир был осмотрен военными и включен в состав их флотилии. Однако команда буксира ночью угнала судно, отогнав его в один из рукавов АА-Курляндской  и воспользовавшись высокой водой, посадила его на отмель. Покидая судно команда сняла  с судна некоторые дельные вещи и привела в негодность машину чтобы исключить возможность использования судна в военных целях.
Оба буксира, успели принять участие в освободительной войне на стороне Латвийского правительства, и возвращены компании только 1920 году. В 1924 году «Kodimo» в тумане столкнулся с датским пароходом. На следующий год 11.2.1925. в аварию попал и буксир «Балтия» столкнувшись с норвежским моторным судном. Оба буксира пришлось отправить на Милгравский судоремонтный завод где они были отремонтированы, окрашены и введены в работу. Лишившись двух буксиров компания вынуждена была начать для покупки поиск нового буксира.  В 1926 году в Гамбурге Карл Кроненберг приобрел построенный во время Мировой войны в Голландии 300-т сильный морской буксир. После прихода в Латвийские воды судно получило название в честь владельца компании «Karl Kronenberg».

Судно получило высший класс германского Lloid.
Этот морской буксир был одним из самых мощьных буксиров принадлежащих латвийским судовладельцам.
К.Кроненберг чутко улавливал потребности рынка и к 1926 году компания приобрела два водоналивных судна «Mīlgrāvis» и «Avots», вместимостью 60 тонн воды каждая, которые снабжали в порту иностранные суда  свежей пресной питьевой водой, которую брали из Рижского городского водопровода.
Несмотря на трудности, компания старалась обходиться без кредитов залогов перед банками. В конце 1926 года Карл Кроненберг  даже участвовал в торгах пытаясь приобрести морское грузовое судно.
К этой идее он вернулся в 1929 году когда К.Kronenbergs с компаньенами учредил акционерное общество A./S. «Nauta» основной задачей которого являлась доставка грузов. Он-же стал членом совета директоров.  Когда  компания в том же году приобрела первый пароход названный «Nauta» -  Kronenbergs возглавил список его владельцев. Через некоторое время К.Kronenbergs также  стал соучредителем судоходной компании A./S. «Nāvigātor», и вместе с другими акционерами участвует в приобретении для компании пароходов «Navigator» и «Denator». Кроме коммерческой деятельности много  времени он тратил на общественную жизнь, он был очень энергичным общественным деятелем и вносил много пожертвовований  различным общественным организациям и на различные мероприятия.

30 декабря 1931 года владелец и учредитель судоходной компании умер 4 января 1931 года  - три портовых буксира «Kodimo», «Baltija» и «Kārlis Kronenbergs» в честь траура спустили свои флаги.
Многолюдная траурная процессия проследовала улицами Риги в сторону Лесного кладбища где Kārl Kronenberg нащел свое упокоение.
22 марта 1935 года по заявлению супруги Kārla Kronenberga - Emīlii Kronenbergs  судовой регистр внес запись о новом владельце буксирных пароходов «Kodimo», «Baltija» и «Kārlis Kronenbergs» .  С этого дня компанией стала управлять Emīlij Kronenbergs.
Компания просуществовала до самого вхождения Латвийской республики в состав СССР. 5 октября 1940 года Верховный совет ЛССР издал декрет о национализации предприятий речного и морского судоходства, и суда компании перешли под советский флаг, и вошели в состав Латвийского государственного морского пароходства (ЛГМП).

При подготовке статьи использованы статьи из периодики:
Kuģniecības firma „KARL KRONENBERG" 1929.05.01 Latvijas Tirgotājs
Karl Kronenberg † 1931.01.03 Rigasche Rundschau (Некролог)
Kārlis Kronenbergs. 1931.01.01 Jūrnieks (Некролог)




Справочные данные на суда компании смотрите ниже.

«КОДИМО» (Kodimo) 10.08.1919 – весна 1921
1896 / 1896 / 1897 з-д. Родионова Рига.
Грузоподъемность  4.8 т. (3000 пуд). 17.33 х 3.22 х 0.91 / 1.14 м. 1 винт. 1 ПМ 1 ПК 20 нлс / 80 л с. Скорость хода 8 уз. Экипаж 2 чел. (рус) / 4 (латв).
Бывший русский железный винтовой буксирный пароход КОДИМО - для Б.М. Сапотницкий и Л. А. Виленкин, Рига (№ реч.регистра 3181). Работал в Рижском порту. К началу 1 МВ владелец тот же. К 08.1915 г. уведен в Ревель. 25.02.1918 г. захвачен немцами после ухода русских – и зачислен в FECH, Sgn. Reval как KODIM. К осени 1918 г. ушел в Ригу. В начале 01.1919 г. захвачен красными. 22.05.1919 г. отбит в Риге ландесвером и без смены имени вошел во флотилию их Железной Дивизии как буксир. К нач.09.1919 г. передан К. Кроненбергс. С 30.04.1920 г.в составе 2 трального дивизиона. Весной 1921 г. по окончании траления возвращен К. Кроненбергс и работал в Риге. 18.12.1924 г. во время  буксировки   шведского парохода ТЬЯЛДУРЬ в таможенный ройон Рижского порта от залива внутрь корпуса воды от набежавшей волны при швартовке затонул у Андреевского мола в Рижском торг. порту. Погиб 1 человек машинной команды. 21.12.1924 года поднят – при этом потеряна будка рулевого и перила ограждения. Ремонтировался у АВ дамбы. С весны 1925 г. приступил к работе. В 4 ч. 45 мин. 28.05.1926 г. близ фабрики «Эрлиха» при проводке норвежского п/х IDA KNUDSEN спас с перевернувшегося и затонувшего в мелком месте Бук. BALTIJA капитана и механика. 31 января 1929 года невдалеке от рижского пантонного моста столкнулся с пароходом «Р» и получил незначительные повреждения. К 30.06.1940 г. владелец тот же. 5 октября 1940 года Верховный совет ЛССР издал декрет о национализации предприятий речного и морского судоходства, и судно перешло под советский флаг, вошел в ЛГМП. К 01.07.1941 г. захвачен немцами в Риге и сдан Binnenschiffahrt Lettland,GmbH, Riga. К 03.1944 г. в списках нет - возможно к тому времени сдан на слом.

«БАЛТИЯ» (Baltija) 09.1919 – начало 12.1919
1909-1911, Lindgormen, Goteborg, Швеция
33,3 т. Грузоподъемность 9.51т. 14,6 х 4,26 х 1,22 / 2,7 м. 1 ПМ Компаунд 140 л. с. 1 ПК. Скорость хода 9 уз. 1 винт. Экипаж 4 чел. (в мирное время). Вооружение (весной 1919 г.) – 1 пулемет, рельсовые дорожки и минные скаты.
Бывший шведский винтовой железный однопалубный буксирный пароход. Куплен в 1913 году у шведского владельца судовладельцем К.Кроненбергом из Риги и получил имя БАЛТИЯ. Работал в местном порту до начала 1 МВ (МПС № 1006). К осени 1915 г. захвачен по найму в КИУ Усть-Двинской крепости. 21-22.08.1917 г. ушел из Риги в Пернов и сдан ОВР Моонзундской позиции, после Моонзундских боев ушел в Ревель. 11.1917 г. перешел в финские воды (район Ганге) буксируя зем.караван Рижского порта. В нач. весны 1918 г.захвачен немцами. 01.07.1918 г. как ВАLTIJA с зем.караваном ушел отсюда в Ригу. В нач. 01.1919 г. захвачен тут красными. 13.01.1919 г. зачислен в УпрПортов Сов.Латвии. В нач. 03.1919 г. после переоборудования вошел в флотилию Советской Латвии как заграждатель БАЛТИЯ -1 (планировалось вооружить 1- 47 мм и 1 пул). 22.05.1919 г захвачен в Риге ландвером и вскоре возвращен владельцу как ВАLTIJA. 10.08.1919 г. призван как тральщик в тральный дивизион Отряда вооруженных судов Латвии. С 14.10.1919 г. оперативно подчинен латв. речной флотилии, участвовал в боях с войсками Бермонда-Авалова у Риги и на р. Лиелупе. 29.10.1919 г.у Рагациема высадил небольшую группу солдат. 10-11.11.1919 г. участвовал в высадке десанта в районе Цементной фабрики, на судне розмещался командующий флотом Puķitis и штаб. С 30.04.1920 г. в составе 2 трального дивизиона. Весной 1921 г. по окончании траления возвращен К. Кроненбергс (Akc. Sab. Kronberg) и работал в Риге. 3.08. 1923года при буксировке плотов из Гипки в Ригу попал в сильный шторм и получив повреждения вынужден был бросив плоты в море укрыться в порту. 28.09.1924 года доставил в Ригу найденный в море брошенный экипажем после аварии шедший с грузом дров из Гипки в Ригу парусник ВЕРА. В 4 ч.45 мин. 28.05.1926 г. близ фабрики «Эрлиха» выводил в море из Рижского порта с буксирами KОDIМО и DUNА норвежский п/х IDA KNUDSEN. Вблизи устья р.Даугава норвежец не отдав буксир дал ход и одерживавший с кормы ВАLTIJA перевернулся и утонул в мелком месте, штурман и кочегар погибли. Капитана и механика спас КОDIМО. Вскоре поднят и после ремонта вошел в строй. 11.11.1927 года стащил с камей у Zaķnstlas на Двине и привел в Ригу буксир ANNA. 9.11.1929 года затонул опрокинувшись в 50 метрах от берега около внешней дамбы Экспортного порта во время буксировки парохода ZERO английской компании Wilson Ellermann-Line. При аварии погибли рулевой и кочегар. Над водой остались труба и мачта. На следующай день поднят при помощи плавкрана и позже восстановлен. К 1940 г.владелец тот же. 5 октября 1940 года Верховный совет ЛССР издал декрет о национализации предприятий речного и морского судоходства, и судно перешло под советский флаг. 12.12.1940 г. передан Западно-Двинскому речному пароходству Латвийской ССР. 27.06.1941 г. в караване судов с сотрудниками НКВД на борту ушел из Риги в Виртсу где брошен при отходе сов. Войск. Захвачен немцами. К концу 09.1941 г.возвращен в Ригу, где сдан Hafenverwaltung Riga. С 19.06.1943 г.у Haffensleppbetrieb Herkules. К 16.10.1944 г. уведен герм. NachschubbtI. 800 с караваном мелких рижских судов (52 шт) в Виндаву. 17.10.1944 г. погиб в шторм у Виндавы.

«КARL КRONENBERG» (Карл Кроненберг)
1911 г/п. верфь H. Bodewes, Hoogezand (Martenshoek) Голландия.
70 брт. Размерения 20,09 x 5,21 x 2,85м 1 2 цил.ПМ (Comp). 1 ПК. 1 винт. 235 л/с. 3 т.угля.
Бывший германский стальной морской однопалубный двухмачтовый одновинтовой буксирный пароход. С 10.1911 г. как мор.буксир DORA. Позже как ROBERT BORNHOFEN I (BSR Hamburg) (300HP) принадлежал германской компании, «Bornhofen & Bischoff» (Robert Bornhofen Reederei, R.L. Bornhofen) Hamburg. В августе 1926 года в Hamburg (Германия) приобретен латвийской компанией «Kuģniecības firma К. Kronenberg». Как КARL КRONENBERG приписан к Рижскому порту. 23.04.1928 года встретил в Рижском заливе и провел в Ригу в тяжёлых льдах ТР «Tiber». 01.09.1928 года в шторм совместно с буксиром «Cäsar» привели в Ригу баржу «Balkenflösse zerr.7». 13.05.1930 года совместно с буксирами «Baltija» и «Kaija» принял участие в спасательных работах (спрямление и откачка воды) норвежского парохода «Ring» опрокинувшегося с грузом пиломатериалов в Рижском порту. 01.07.1931 года совместно с БУК «Austra» принял участи в спасении датской парусной шхуны «Vera» шедшей на буксире в шторм за лоцманским судном «Trimpus». Судно спасти не удалось, и оно затонуло по верхнюю палубу на отмели у Мангальсалы. 06.09.1931 года буксирам «Kārlis Kronenbergs», «Mintauts», «Baltija» и «Volga» удалось снять парусную шхуну «Vera» с отмели и, откачав воду завести в Рижский порт на ремонт. 12-14.08.1938 г. обеспечивал стоянку и обслуживание американского круизного лайнера «Mihvaukee» (16000 брт) в Даугавгриве так как последний из-за большой осадки не смог войти в Рижский порт. 28.08.1938 года у Вентспилса совместно с БУК «Rota» и «Līva» снимал с мели итальянский ТР «Santa Eulalia» с грузом пиломатериалов.
На 1940 год в строю. В конце 1940 года как КРОНЕНБЕРГ зачислен в списки судов БалтТехфлота. Зимой 194041 года находясь на зимнем отстое в Беккеровской гавани прошел текущий ремонт стоимостью 65т.р.
В июне 1941 года перешел в Таллинн.
Tags: baltij, karl kronenbergs, kodimo, velkonis.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment