fong1975 (fong1975) wrote,
fong1975
fong1975

Categories:

ЛИТОВСКАЯ СУДОХОДНАЯ КОМПАНИЯ (1919-1940 гг) Lietuvos laivininkystės bendrovės

       Давно мы шашкой не махали.  А  любовь  к  маленьким  дымящим но не паровозам - не проходит.                                Итак  некто Гайдук Алексей накропал  на роботе  (стыдно)))  но именно там мне  в голову лезут  мысли)......
ЛИТОВСКАЯ СУДОХОДНАЯ КОМПАНИЯ (1919-1940 гг)
(Lietuvos laivininkystės bendrovės)
После получения государственности был создан Каунасский район водных путей (Kauno vandens kelių rajono) при отделе водных путей (Vandens kelių skyriui) Управления автомобильных дорог, водных путей и портов (Plentų ir vandens kelių ir uostų valdybos) Министерства транспорта (Susisiekimo ministerijos padalinys). Уже 1 февраля 1919 года Министр транспорта Литовской республики для организации перевозки пассажиров и грузов на Немане в интересах республики распорядился создать государственную судоходную компанию получившую название «Литовская судоходная компания» (Lietuvos laivininkystės bendrovės). Уставной капитал компании составил 500 тысяч немецких марок. В управление компанией были введены тогдашний министр транспорта Valdemaras Čarneckis и известные бизнесмены Jonas Šliūpas, Vilius Gaigalaitis. Головной офис компании расположился в Каунасе по адресу ул. Алексото дом 6. Для осуществления деятельности компании ей были выделены участки земли в портах. Кроме организации судоходства компания обязана была также организовать склады, построить пристани и приобрести пароходы. Кроме судоходства на Немане и притоках компания предполагала расширение своей деятельности до Балтийского моря. При этом на тот момент Литва выхода к морю не имела.
Первым судном компании стал приобретенный у германского владельца пароход «Reinholdas» прошедший осмотр и включенный в списки 26 марта 1920 года. Уже через месяц 01.04.1920 года списки компании и литовского речного флота пополнили сразу два парохода «Rambynas» и «Egle». Это к слову это были бывшие русские пароходы «Rekord» и «Biruta» выкупленные у немцев.

В 1926 году компания была переименована в «Литовское пароходство» (Lietuvos garlaivių bendrovė). В том же году пароход «Reinholdas» был переименован в ,,Lithuania“ но вскоре продан и не присутствует в списках судов, а также был приобретен пароход «Gulbė».  Последний к 1930 году был так же продан и у пароходства оставалось только 2 судна.
До 1936 года на внутренних водных путях преобладала неблагоприятная для «Литовского пароходства» ситуация. Владельцы пароходов организовавшись в несколько союзов (Lietuvos garlaivių akcinė bendrovė), владеющий пятью пароходами и другие владеющие 2-3-мя пароходами) постоянно расширяли капитал, и полугосударственная компания была не в состоянии с ними конкурировать.

                                                                                          Пассажирский  причал в Каунасе.  20-е годы.
Кроме литовских судовладельцев и компаний существенную конкуренцию составляла и германская судоходная компания «Schiffer-Transportgenossenschaft» так же занимавшаяся коммерческим судоходством на Немане.

                                                                                                Каунас. Пассажирский причал.
В 1936 году правительство Литовской республики решило объединить морскую и речную судоходные компании преобразовав их в аукционное общество «Балтийский Ллойд» (Lietuvos Baltijos Lloydas). Компания была учреждена 21 декабря 1936 года с уставным капиталом в 2 миллиона лит. Главным учредителем компании была Литовская республика. Головной офис компании был расположен по адресу: Каунас, Лайсвес аллея дом № 26.
Пароходная марка Lietuvos Balnijos Lloidas
Кроме судоходных компаний в состав нового акционерного общества вошла судостроительная верфь, образовавшаяся на базе бывшего лесопильного завода в Крайкай (Kriūkai)- Ališausko lentpjūvėje išdygo laivų statykla на котором было организованно строительство современных самоходных барж.

Верфь в Kriukai
Кроме поглощенных при слиянии компаний судов (мы рассматриваем только речные суда. Г.А.А.) в том числе крупных барж «Vanga», «Vaire», и купленных за границей в 1936-1941 годах самоходных барж ,,Bebras“, ,,Kiaunė“, ,,Šernas“, ,,Birštonas“, ,,Merkys“. на собственной верфи были построены 6 современных моторные судна: ,,Rimgailė“ ,,Džiugė“, ,,Auksė“, ,,Pajauta“, ,,Irvė“, ,,Kanta“
Одна  из самых крупных самоходных барж компании «Vanga». Грузоподемность 600 тонн.

Одна  из самых  крупных  барж Lietuvos Balnijos Lloidas - Rimgaila
На 1941 год компания владела 32 речными судами в том числе 4 парохода (,,Rambynas“, ,,Lietuvaitė“, ,,Aušra“), 7 самоходных барж (см. выше) и 21 баржу (байдока). До момента вхождения Литовской республики в состав Советского союза часть заложенных судов так и не была достроена.
Стоит особо отметить что собственная верфь в Kriūkai освоила строительство железных барж, способный поднимать до 700 тонн груза. Одна такая баржа была построена в 1938 году. Стоимость строительства составляла около 80 000 лит. Задачей верфи было не только увеличение численности судов компании, но и модернизация существующего судового состава. К 1938 году на верфи было занято 150 человек. Кроме собственной верфи суда заказывались и в государственных мастерских Каунасского порта. Так в 1938-39 годах там были построены два моторных буксира, «Vilkas» и «Lapė» и моторная самоходная баржа «Ūdra».
Моторный буксир Vilkas

Спуск на воду  самоходной баржи Udra
Последняя планировалась достройкой в рефрижератор, но до 1941 года работы так и небыли завершены.
Все пароходы были национализированы и вошли в состав Неманского речного пароходства. Но это уже другая история.


Garlaivis ,,Rambynas“ (ex ,,Rekord“) – pastatytas 1912 m. Kijeve (Ukraina). Ilgis 47 m., plotis- 5,85/11,75 m., grimzlė- 0,60 m., aukštis nenurodytas. Garo mašina pastatyta 1912 m., keliamoji galia – 48000 kg. Talpa- 800 keleivių. 1920-04-01, garlaivio ,,Rambynas“ techninė apžiūra, pasirašė komisijos KVKR viršininkas inž. T. Šulčas. LCVA f-1059, ap.1 b. 38. l. 9a.b. после 1945 года носил название "М. Мельникайте".
Garlaivis ,,Reinholdas“ - pastatytas 1912 m. Elbinge (Vokietija). Ilgis 84,3 m. plotis – 5,2/9,69 m., grimzlė ir aukštis nenurodyti. Garo katilas statytas 1912 m., keliamoji galia – 48000 kg., talpa- 320 keleivių. buvo pervadintas į ,,Lithuania“.
Garlaivis ,,Eglė“ (ex ,,Birutė“)– pastatytas 1883 m. (Vokietija). Ilgis 40,0 m. plotis – 3,85/7,0 m. aukštis- 4,5 m. keliamoji galia- 35000 kg. Talpa- 255 keleivių. Sąrašas garlaivių esančių Kauno vandens kelių rajono žinioje 1931 m. LCVA f-1059, ap. 1. b. 264. l. 10 a.
Motorlaivis ,,Vilkas“- pastatytas Kaune (Šančiuose) 1939 m. Laivo ilgis 14,0 m, plotis- 4,2, grimzlė- 0,9 m. Variklio galingumas 110 A/J.
Motorlaivis ,,Lapė“- pastatytas Kaune (Šančiuose) 1939 m. laivo ilgis 18,92 m, plotis – 3, 90 m, grimzlė – 0,9 m. Variklio galingumas 150 A/J.
Motorlaivis ,,Ūdra“- pastatytas Kaune (Šančiuose) 1940 m. Laivo talpa 300 tonų. Buvo planuojama krovinių skyriuje įrengti šaldytuvą, tačiau darbai nebuvo pabaigti.
Литература и источники:

  1. R. Adomavičius, Jūrinis savarankiškumas Lietuvos jūrų prekybos laivyno istorija (1921-1940 m.), Klaipėda, 2013

  2. 1934 m. Baidokų registracija ir jų kėlimo galia. LCVA, f-1059, ap.1. b.361. l . 2-6 a,b

Писано в феврале 2017 года....  Кому есть чем добавить - велком.
Tags: Lietuvos laivininkystės bendrovės, lietuvos baltijos lloydas
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments