ПМШ "ВЕНДЛУС" и РККФ
Давече мы уже обсудили https://fong1975.livejournal.com/73279.html
Пора бы уже узнать — а чем таким эта шхуна меня и моих коллег заинтересовала.
«ВЕНДЛУС» «VENDLUS»
Вместимость: 70,1 брт и 48,2 нрт ; Грузоподьемность 90 т ; Размерения: 24,0 х 6,8 х 2,0 м ; Осадка мах --- м ; Двигатель: 2-цилиндр. дизель «Ижорский завод» мощностью 50 л.с.
Двухмачтовая деревянная моторная гафельная шхуна. Построена в 1932 году в Паргасе, Финляндия.
С 1932 года под финским флагом с названием «MERENNEITO». Судовладелец: G.E.Nordvall и Ko.
С апреля 1939 года под эстонским флагом. Название «VENDLUS». Судовладелец: A.Medri и Ko.
В 1940 году приписана к п.Таллинн. Позывной ESFH. Судовладелец A.Medri и Ko.
После присоединения Эстонии к СССР, осенью 1940 года была национализирована.
С декабря 1940 года под названием «ВЕНДЛУС» в составе ЭГМП НКМФ СССР.
25.02.1941 взята на учет в Управлении военно-транспортной службы Главной базы Отдела Военных-Сообщений Штаба КБФ десантным плавсредством с вариантами вместимости: людей – 150/ двуколки – 6, повозки – 2/ 45-мм пушки с передком и зарядными ящиками – 2/ фураж, продовольствие – 40 тн/ боезапас – 100 тн.
28.06.1941 в составе плавсредств ЭГМП переда в распоряжение БГМП.
14.07.1941 передана для транспортных перевозок в распоряжение КБФ.
В августе 1941 года, при эвакуации Таллинна, находилась на мели у берега в заливе Копли (Таллинн).
С весны 1942 года под названием «VENDLUS» числилась в составе ЭГМП Хозяйственно-Финансовой Директории Самоуправления Эстонии.
03.04.1944 выдано предписание Генерал-комисcара Эстонии о передаче судна из ЭГМП бывшим судовладельцам.
04.05.1944 судно передано судовладельцам (находилось с августа 1941 года затонувшей у берега в бухте Копли (Таллинн).
Дальнейшая судьба не установлена.
Из не попавшего в справку: Есть неподтвержденная информация что двигатель шхуны в 1917 году перешел или пытался перейти на сторону Советской власти.
Второе. Опять же неподтвержденная информация что A.Medri изначально покупал судно у финов для последующей передачи судна в РККФ выступив «прокладкой». РККФ при этом преследовалось несколько целей:
1. Лишить вероятного противника (Финляндия) отличного судна.
2. Пополнить РККФ отличным судном способным перевозить за один рейс до 6 двуколок или две противотанковые артиллерийские системы с предками.
Предполагаемый вид ПМШ в составе РККФ
