fong1975

Category:

RESQURCE - хорошая игрушка в дурные руки.

Ранее   я  упомянул  о эстонском  судне  американских кровей 

На дружественных ресурсах тут же задали  вопрос — почему  в дурные руки?

Я  уже писал  об этом судне в истории по  судоподъемным работам на ЛК «СЛАВА» авторства  эстонского историка знатока флота  и исследователя Пээду Саммалсоо (смотри  историю))))))

Повторяться не буду. Отвечу  двумя фотографиями — из них все понятно.  Фото кстати  из  архива   выше указаного автора. 

Ладно — не мучайтесь. 

12.марта1928. года  председатель Jesse W. Reno, находящейся в США в г. Нью-Йорке  компании „Reno Marine Salvage Corporation“ , назначил Henry C. Reissar  своим представителем в странах Прибалтики. Последний был по национальности эстонец и проживал в Эстонии, но имел гражданство США. Получил он его за службу в вооруженных силах  США в конце XIX века. 

Г.Рейссар  начал активно действовать и уже 01.мая того же года А/О „Viking“ заключило договор с фирмой „Reno Marine Salvage Corporation“, на основании которого американцы стали обладателями большинства акций А/О „Viking“. Одновременно они обязались прислать в Таллинн большое спасательное судно.

Наконец только 29.мая 1929.года, совершив переход через Атлантику,  в Таллинн прибыло спасательное судно „Resource“. До настоящего времени не удалось ни в каких источниках обнаружить его технические данные. Известно только, что оно было паровое, имело водоизмещение примерно 500 тонн и имело в носовой части грузоподьемное устройство на 60 тонн, а также две стрелы грузоподьемностью 16 и 3 тонны. В начале июня спасатель прибыл к „Славе“ и начал работы. Но его участие в работах продолжалось недолго,т.к. вскоре пришлось «спасать спасатель». 

Чтоже произошло на самом деле с судном видно из обьяснений капитана „Resource“   американца  Г. Е. Виебе ( G.E. Viebe ). На спасателе работала команда из 24 человек ( из них 5 водолазов ). Капитан, 1-й штурман, 1-й механик, электромеханик, один машинист и три кочегара были американцы. Остальную часть команды составляли эстонцы. В день гибели судна 6 человек из команды находились на берегу.

Для передвижения вдоль корпуса „Славы“   использовали папильонажную системы работы. С левого борта, с носа и кормы, в море были заведены якоря, а с правого борта швартовые концы на „Славу“. Капитан, незнакомый с местными условиями, решил на время шторма оставить судно в рабочем положении,т.к. он не ожидал, что в таком закрытом проливе, как Моонзунд, может подняться в шторм большое волнение. Это стало основной причиной случившегося. Во время шторма  поползли якоря  и „Resource“  навалило на „Славу“ и стало бить о его корпус. У последнего в подводной части торчали разрушенные части борта и „Resource“  получил в правом борту три пробоины из которых две были в машинно-котельном отделении. Пыталась заделать полученые пробоины и откачать поступающую воду. Но это не удалось, т.к. вскоре вода подступила к топкам судовых котлов и опасаясь взрыва последних они были выведены из рабочего режима. Соответственно встали и все механизмы, в том числе и насосы осушения. Капитан дал команду всем перебраться на „Славу“. В это время спасатель начал погружаться кормой вперед и в 10.30. затонул.

Получив гарантии от основного акционера „Reno Marine Salvage Corporation“ на проведение работ сразу же начали заниматься подьемом „RESOURCE“. Руководил этими работами один из директоров  А/О „Viking“ капитан  А.Грюнберг.Первоначально под водой занялись заделкой пробоин и герметизацией корпуса. Затем планировали насосами осушить корпус. 

В сентябре заключили договор с Балтийским Спасательным Обществом для использования одного спасателя. В конце месяца прибыл спасатель „Karin“,  но его насосы не справились с поставленной задачей. . В ходе работ ему удалось приподнять из воды только носовую часть „Resource“.  На большее его не хватило.

После неудачи с Балтийским Спасательным Обществом была сделана еще одна попытка поднять спасатель этим же способом. В начале ноября заключили договор с Управлением Водных Путей на использование  ледокола „Tasuja“. Последний прибыл на место и  две недели работал на подьеме „Resource“,  но результат был аналогичный – из воды вышла только носовая часть судна. Время было упущено. Осенние шторма мешали работе  и наступала зима. В результате в  конце ноября А/О „Viking“ само попросило расторгнуть договор с Управлением Водных Путей на использование „Tasuja“. 

Летом 1930 года американская фирма „Reno Marine Salvage Corporation“ сама занялась подьемом спасателя и 21.июня заключила с финской фирмой „A.b. Tolsvan O.Ü.“ договор на подьем „Resource“.  Согласно договора финны должны был передать поднятый корабль владельцу в Таллинне в доке. В середине июля к „Славе“ прибыли два финских спастаельных судна „Salvator“ и  „Stannum“ . Последний был киллектором, способным поднимать груз до 600 тонн. Две недели проводились подготовительные работы и 28.июля „Resource“  был поднят.

Сразу же возникли проблемы с дальней его судьбой.  Г.Рейссар хотел с помощью финских спасателей провести на месте работы для подготовки судна к переходу и отвести его на ремонт в Либаву. Основной причиной этого было опасение, что после доставки судна в Таллинн, на судно наложат арест, т.к. А/О „Viking“ была «кругом в долгах» . Но тут вмешалось Управление Водных Путей, которое официально заявило,  что оно категорически против увода судна в Либаву и при необходимости силой восприпятствует этому.

01.августа „Resource“  был доставлен в Таллинн и поставлен к причалу в Старой гавани в ожидании постановки в док. „Reno Marine Salvage Corporation“ договорилось с Таллиннскими Портовыми Мастерски о использовании дока и последний был два раза подготовлен и притоплен для приемки судна.  Но из-за возникших финансовых разногласий финны  в док его так и не ввели, чем нарушили условия договора.  В результате по требованию американцев был наложен арест на финский спасатель „Salvator“, который находился в Таллине. 

На основании взаимных претензий начались судебные процессы для определения кто кому и сколько должен. В эти дела были замешаны все непосредственные участники последних событий, связанных со „Славой“  и „Resource“  – А/О „Viking“, „Reno Marine Salvage Corporation“, А.ван ден Бош и Ф.Фалкенберг, Балтийским Спасательным Обществом и финская фирма  „A.b. Tolsvan O.Ü.“, а также Таллиннские Портовые Мастерские, Управление Водных Путей итд.  По судам ходили еще не один год.

В 1931 году „Reno Marine Salvage Corporation“ всеже провело в Таллиннских Портовых Мастерских докование „Resource“  и к осени судно было востановлено.  Но по имеющимся данным в море оно больше не выходило. Стояло оно под арестом у причала в Таллинне еще четыре года и все из-за долговых обязательств компании. Эту проблему америкацы так и не разрешили. В марте следующего года окружной суд Таллинн-Хаапсалу постановил провести торги  „Resource“ для погашения долгов американской компании. В томже году, а точнее 31.мая 1932.года , общее собрание акционеров А/О „Viking“ приняло решение о ликвидации общества. Одновременно договорились, что в дальнейшем „Reno Marine Salvage Corporation“ будет ответственным за все требования, которые могут быть предьявлены А/О „Viking“.  Неизвестно какие действия предпринимали американцы, но открытые торги по продаже спасателя состоялись только 17.апреля 1934.года . Официально судно купил один из бывших акционеров А/О „Viking“. Неизвестно кого он представлял на самом деле и какие были дальнейшие планы, но в любом случае они не реализовались. Известно, что была попытка продать судно в Перу, но сделка не состоялась и в конце концов оно было продано на разделку.  Весной 1935 года в Таллиннских Портовых Мастерских началась разборка „Resource“ на металлолом. 


Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.