fong1975

Categories:

Forgotten inventions - Забытое изобретение.

При работе над опусом о тральщиках заградителях я неоднократно сталкивался с информацией о латышских ГБ. Я уже  и в ЖЖ  поднимал эту тему. В ожидании выхода моего опуса хочу представить читателям предоставленный мне материал  латышского историка ставший «в части»  главой и моего опуса.

Модрис Эссертс  Латвия.  Рига.

В Латвии запатентовано не так много изобретений в военной отрасли, а тем более практически реализованных в жизни. Одним из них, несомненно, являлся гидростатический механизм. Это изобретение позволило уже в двадцатые годы двадцатого столетия оснастить Латвийскую армию гидростатическими бомбами или, проще говоря, глубинными бомбами для борьбы с подводными лодками.

Просматривая архивные материалы, автор случайно обнаружил чертежи большого размера в масштабе 1:1 мастерских Лиепайского военного порта (далее LKOD – Liepājas Kara ostas darbnīcas), которым вначале не придал большого значения, так как думал, что они были предназначены для чисто технологических нужд и потому малоинтересны. Но предположил, что для журнала может пригодиться иллюстративный материал, и решил приглядеться к ним более внимательно. Среди множества линий различной толщины и цифр можно было разглядеть контуры бомбы с необычным механизмом в разрезе. В одном углу чертежа была надпись «slepeni» («секретно»), что свидетельствовало о том, что в руки попал важный документ, а в другом – известная аббревиатура L.K.O.D. и четырёхзначный номер, далее следовали несколько подписей различных инстанций. Но самой значительной оказалась надпись чёрными чернилами, что означало, что проект имеет защиту, на что выдано удостоверение Патентного управления, зарегистрированное под номером № 231.

В результате исследования удалось выяснить, что хозяином удостоверения под № 231 являлся начальник базы дивизиона подводных лодок команд-капитан барон Эрик Фитингоф-Шель (Ēriks Fītinghofs-Šēls), который и изобрёл в 1927 году свой гидростатический механизм бомбы для борьбы с подлодками. 

Эрик Фитингоф-Шель. Фотография из книги«Latvijas armijas augstākie virsnieki1918–1940» // Biogrāfiskā vārdnīca. –Rīga, 1998
Эрик Фитингоф-Шель. Фотография из книги«Latvijas armijas augstākie virsnieki1918–1940» // Biogrāfiskā vārdnīca. –Rīga, 1998

Но обо всём по порядку.

После обретения Латвией независимости оборону морских границ приходилось организовывать практически с нуля. В 1922 году на вооружении ВМС Латвии были только один недавно отремонтированный немецкий минный корабль «Virsaitis» и три парохода «Т», «Р» и «R» для пограничной службы, которые использовались, главным образом, для уничтожения свободно плавающих мин, оставшихся с Первой мировой войны, и для борьбы с контрабандистами. Латвийское правительство утвердило в 1924 году четырёхгодичную программу строительства флота, в рамках которой было выделено почти 10 миллионов латов. В результате была образована эскадра по защите морского побережья.

В 1927 году в составе эскадры были построенные во Франции два минных заградителя «Иманта» и «Виестурс» и две подводные лодки «Ронис» и «Спидола», а морской авиационный дивизион получил шесть новых шведских разведывательных гидросамолётов и т.д.

В том же году, 29 июля, Эрика Фитингоф-Шеля приняли на действительную службу, а уже 19 августа он вступил в должность командира базы дивизиона подводных лодок.

Эрик Фитингоф-Шель родился в дворянской семье балтийских немцев. В 1895 году поступил в морской кадетский корпус в Петербурге, который окончил в 1901 году в чине мичмана. Был направлен на Дальний Восток. Служил на миноносце № 204, минных крейсерах «Гайдамак», «Всадник», броненосце «Полтава» и крейсере «Паллада». Участвовал в Русско-японской войне. В 1904 году защищал Порт-Артур, где раненным в левую ногу и контуженным попал в японский плен, откуда вернулся в 1906 году. После отпуска в 1907 году продолжил службу на миноносцах Балтийского флота. В 1910 году окончил офицерское минное училище. После большевистского переворота вернулся на родину.

Будучи опытным морским офицером, хорошо осведомлённым в вопросах противолодочной борьбы на море, Эрик Фитингоф-Шель в 1927 году обратился к начальству с оригинальным предложением – изготовить собственными силами бомбу для борьбы с субмаринами. Предложение оказалось своевременным, так как у Латвии средств для поражения подводных лодок в то время не было. Новое оружие предполагалось изготавливать в мастерских Лиепайского военного порта. Осенью в мастерских разработали проект и необходимую технологическую документацию, которая позднее была утверждена в высоких инстанциях.

Так как новая глубинная бомба была разработана  только теоретически, решили изготовить испытательную партию. 10 ноября 1927 года с LKOD заключили договор № 98 на изготовление 10 глубинных бомб для борьбы с подводными лодками с кораблей и 20 авиабомб для борьбы как с подводными лодками, так и с кораблями, на общую сумму 7000 латов. Первые две корабельные и три авиационные бомбы мастерские сдали 16 апреля 1928 года. Только после практических испытаний 20 ноября того же года Эрик Фитингоф-Шель подал документацию на изобретение в управление по патентам министерства финансов под названием «Гидростатический ударный механизм двойного действия для воздушных бомб для борьбы с подводными лодками».

Механизм работал по принципу использования давления воды на поршень с пружиной, на опредёленной глубине освобождавшей ударник, который под действием пружины активизировал детонатор. Бомба могла быть подорвана двумя способами: контактным взрывателем при прямом попадании в подводный объект или с помощью гидростатического механизма, который срабатывал при погружении бомбы на заданную глубину.

12 марта 1929 года между Управлением по вооружениям Военного министерства и LKOD был заключён договор № 184, согласно которому мастерские брались изготовить 180 авиационных и 100 корабельных гидростатических бомб на общую сумму 992 000 латов. Заказ надо было выполнить и поставить бомбы армии и флоту до 1 октября 1929 года.

Чертёж корабельной глубинной бомбы с гидростатическиммеханизмом взрывателя Эрика Фитингоф-Шеля, изготовленной в LKOD в 1928 году
Чертёж корабельной глубинной бомбы с гидростатическиммеханизмом взрывателя Эрика Фитингоф-Шеля, изготовленной в LKOD в 1928 году

Бомбы были изготовлены в установленный срок, и в соответствии с техническими требованиями необходимо было испытать их на пригодность. 24 сентября собралась комиссия под руководством брата изобретателя командира корабля «Virsaitis» команд-капитана (капитана 2-го ранга) Рихарда Фитингофа-Шеля.  Сначала проверили и испытали корабельные бомбы. Комиссия в соответствии с договором проверила 5%, или 5 корпусов бомб под давлением 0,25 атмосферы и убедилась в их герметичности. Гидравлическому давлению подвергли и гидростатические механизмы бомб. Необходимо было убедиться, что изготовленные детали бомб калиброваны и пригодны для взаимозаменяемости в необходимых случаях. Для этого пять бомб разобрали и из разных деталей собрали одну гидростатическую бомбу, которая дала положительные результаты при проверке гидравлическим давлением.

На следующий день испытали бомбу в естественных условиях, погрузив её на глубину 65 метров. Одну бомбу решили взорвать в море. В Артиллерийской лаборатории заполнили бомбу тротилом, а гидростатический взрыватель установили на срабатывание на 50-метровой глубине. Со вспомогательного судна «Varonis», двигавшегося со скоростью 11 узлов, выбросили бомбу за борт, она взорвалась через 19,5 секунды. Испытания показали, что бомбы пригодны для использования по своему прямому назначению.

Параллельно под руководством командира авиационного морского дивизиона военного лётчика полковника-лейтенанта Якубовса в соответствии с договором провели и испытали 9 авиационных бомб, или 5% от изготовленных. Процедура испытаний была такой же, как и для корабельных бомб. На второй день одну бомбу испытали в море, сбросив с гидроплана «Heinkel S-II» (№ 18) с 500-метровой высоты. Гидростатический аппарат взрывателя был установлен для работы на глубине 15 метров, и бомба, коснувшись воды, взорвалась через 5 секунд, что свидетельствовало о правильной работе механизма.

Проект глубинной авиабомбы, изготовленной в LKOD в 1928 году
Проект глубинной авиабомбы, изготовленной в LKOD в 1928 году

По утверждённым в 1937 году Командиром армии нормам использования боеприпасов предусматривалось иметь на вооружении авиации 50- и 100-килограммовые авиационные бомбы. Так как в 1929 году были поставлены в необходимом количестве 60-килограммовые авиабомбы, решили по образцу этой бомбы заказать 100-килограммовые глубинные бомбы.

По заявке военного министерства Машинная фабрика и судостроительный завод «Tosmare» (ранее LKOD) взялись изготовить эти бомбы за сумму 460 латов за одну штуку. Для проверки перед заказом большой партии решили заказать только 5 бомб. В начале марта 1939 года заказ выполнили, упаковали в деревянные ящики и отправили в Артиллерийскую лабораторию в Лиепае.

В том же году 24 марта в Артиллерийской лаборатории собралась комиссия под руководством капитана Шварцбаха (Cтрауме), которая засвидетельствовала, что корпуса авиабомб и гидростатические механизмы отвечают фабричным чертежам. Корпуса бомб герметичны, гидростатические механизмы, как и предусмотрено, срабатывали на глубине 10-30 метров, что свидетельствовало об их пригодности для борьбы с подлодками.

К сожалению, автору неизвестно, производились ли глубинные бомбы по латвийской лицензии в других странах или изготавливались в Латвии на экспорт.

Как утверждал историк Э. Андерсонс, латвийскими глубинными бомбами очень интересовались флоты Франции и Польши.  Секреты изготовления глубинных бомб интересовали и СССР. Примечательно, что на вооружении КБФ были два типа глубинных бомб: БМ-1 (41 кг) и ББ-1 (164 кг), которые поступили на вооружение только в 1933 году. Так как гидростатический часовой механизм оказался недостаточно надёжным, в 1940 году был внедрён конструктивно более простой и более надёжный в использовании детонатор К-3.

14 августа 1940 года была создана государственная комиссия под председательством инженер - контр - адмирала Технического управления ВМФ А. Орлова для передачи латвийского завода «Tosmare» в ведение ВМФ СССР до 1 сентября. Вместе с этим Светскому Союзу перешли вся документация и технология изготовления глубинных бомб. Изготавливались ли латвийские бомбы для нужд РККФ – неизвестно.

Изобретатель глубинной бомбы Эрик Фитингоф-Шель также оставил родину и перебрался в Германию. Его жизнь оборвалась в Митвице в Баварии зимой 1949 года.

Примечания

1. Latvijas armijas augstākie virsnieki 1918–1940 Biogrāfiskā vārdnīca. – Rīga, 1998, 156.lp.

2. Andersons E. Latvijas bruņotie spēki un topriekšvēsture. – Toronto, 1983., 373.lpp.

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.