fong1975

Categories:

Завод Бромлей у Крымского моста (т.н. Малый Бромлей) 1889-1908 гг.

МПС Российской империи был желанным заказчиком для судостроителей. Среди его поставщиков были — з-д общества Кокериль (Бельгия), з-д ОБрейн-де-Ласси Пинск. и многие другие. Но был среди поставщиков и «москвич» Завод Бромлей у Крымского моста (т.н. Малый Бромлей).

О нем и пойдет речь.  

Вот так это место запечеклено на картине  1879 г. Вид на Голицинскую больницу и Нескучное.

Вот так это место выглядит сейчас

Наше время
Наше время
2000-е гг
2000-е гг

В набережной ясно видна труба коллектора. Это все  что осталось  от ....... 

От верфи и дома Бромлеев у Крымского осталось только одно здание, где теперь размещается дирекция ЦПКиО им. Горького.

В 1869 году было учреждено Товарищество «Братья Э. и Ф. Бромлей». В 1881 году Товарищество было преобразовано в Торговый дом (товарищество на вере) «Братья Бромлей и Ко» с теми же учредителями, паи в Товариществе имели Эмилий (Альберт) Иванович (1835—1900), Наталья (Иоганна) Эдуардовна, Егор (Георгий-Фердинанд) Эдуардович (род. 1859) Бромлеи и Мария Эдуардовна Адамова.

Заводов об-ва Бромлей  в Москве было два. Первый (главный)  с 1864 года у Калужской заставы напротив Нескучного сада земельный участок площадью 10,5 га. 

В 1896 году завод Общества занимал территорию площадью 15 тыс. м² между Малой Калужской улицей и Бахметьевым переулком (Серпуховской части) близ Донского монастыря.

В ноябре 1918 предприятие было национализировано. С 1922 завод «Красный пролетарий».

Но нам он мало интересен. и второй — у Крымского моста. 

В 1889 году значительная часть капитала фирмы была передана Эдуардом Бромлеем его сыну Николаю для организации самостоятельного механического заведения. Им стал завод неподалеку от Крымского моста, получивший название "Крымский Бромлей".

О-во не сразу пришло к судостроению. Вначале было производство паровых машин и котлов.

На Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве (1882) Общество представило паровую машину мощностью в 100 л. с. системы «Компаунд». К 1896 году производились паровые машины мощностью 4—300 л. с.; системы «Компаунд» (40—1500 л. с.); тройного и четырёхкратного расширения пара (до 2000 л. с.).

Для удобства спуска судов на воду был построен эллинг – специальное сооружение для вывода готовых судов на Москву-реку. Реклама обещала заказчикам «пароходы мелкосидящие, быстроходные, винтовые, турбинные и колесные с нетрясущим механизмом» – последняя деталь подчеркивалась как исключительное преимущество («привилегия») заводов Бромлей. Также здесь строились яхты, катера, шлюпки и баркасы. Интересно, что адрес для телеграмм, указанный в той же рекламе, обозначался так: «Москва, Крымский Бромлей».

Наводнение 1908 года.
Наводнение 1908 года.

Завод Николая Эдуардовича Бромлея "Н. Э. Бромлей", расположенный на Крымском шоссе (ныне — Крымский вал), был независим от основного предприятия. В 1889 году брат Николая Эдуардовича — Егор — создал газовый двигатель. Первый автомобиль на заводе Николая Бромлея изготовили примерно в 1901 году. Видимо, на машине стоял 3-сильный мотор, но подробных сведений о ней нет. 6 апреля 1902 года на заводе Н. Э. Бромлея произошел пожар, который, как утверждали, уничтожил четыре готовых автомобиля с моторами мощностью 4 л.с. После пожара на рекламе "Пароходостроительного, котельного, машиностроительного завода Н. Э. Бромлей" указывали лишь адрес представителя фирмы — Карла Весмана на Мясницкой улице. 

Пришла советская власть. Заводы не нужны. Нужны парки и выставки. И  погнали..

Первая выставка 1925 года в механическом цехе завода.
Первая выставка 1925 года в механическом цехе завода.

Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка

В 1923 году архитектор Алексей Щусев построил на Крымском валу павильон к Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке. В него было включено старое здание судостроительной верфи Н. Э. Бромлей.

Для выставки бассейн ликвидировали, на его месте образовалась большая партерная зона.
В 1928 году, после открытия парка, на территории бывшего завода разместилась дирекция, причем на этот раз перестройкой здания занималась мастерская Эля Лисицкого.

В 1930-х здание перестроено в стиле конструктивизма бразильским архитектором Родригу да Коста. В 1932 году в  нём открылся первый звуковой кинотеатр "Великан". В 1942 году в центральную часть кинотеатра попала авиабомба – уцелели лишь стены.

Здание  администрации ЦПКО им Горького и  вышка для прыжков с парашютом. 30-егг.
Здание администрации ЦПКО им Горького и вышка для прыжков с парашютом. 30-егг.

То что планировали в 30-е...  А  что получилось - Велком ту Москоу.

Советую также к прочтению вот этот шикарный материал — он дополнит  Ваши знания. 


Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.